Безупречный Петров Волжская магистраль

Безупречный Петров

Николай Петров, слесарь по ремонту подвижного состава моторвагонного депо Казань Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава

Николай Петров награждён знаком «За безупречный труд. 40 лет».

Слесарь по ремонту подвижного состава моторвагонного депо Казань Горьковской дирекции моторвагонного подвижного состава Николай Петров получил награду за долгие годы отличной работы. В конце августа генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров вручил ему знак «За безупречный труд. 40 лет». 
Самая трудная ночь за все годы работы Николая Петрова в мотор­вагонном депо Казань помнится ему во всех подробностях, хотя прошло 40 лет.

В конце того декабря ударил сильный мороз. Петрову, тогда помощнику машиниста, вместе с машинистом Геннадием Сербиным предстояло вести из Казани последнюю электричку до Арска. Когда отправлялись, на градуснике было минус 43. Пути-то всего полтора часа, но от холода начала отказывать тяга в вагонах: в одном, втором, третьем… Когда подъезжали к конечной станции, еле удавалось держать скорость: в десятивагонной электричке двигатели должны работать в пяти вагонах, а тянули они лишь в одном. Но в 0.43 электричка пришла в Арск – по графику.

Только рано было радоваться.

В 4.53 электропоезду предстояло отправиться в обратный путь. Но удастся ли вообще сдвинуть состав с места?

Машинист и помощник, которым полагалось несколько часов отдыха, провели ночь под звёздным небом на лютом морозе. Открывали крышки подвагонного оборудования, как говорят машинисты, «расхаживали» его – грели паяльной лампой и факелами, добавляли смазку, включали и выключали.

«Вот представьте: утро, люди приходят на вокзал, им надо в Казань на работу, а у нас двигатели не работают. Кто бы мы были после такого? Всё-таки удалось запустить тягу в трёх вагонах, на ней и смогли доехать», – вспоминает Петров.

Сейчас он понимает: отказ двигателей тогда произошёл из-за неправильного техобслуживания – в такой холод требовалась другая смазка. Но ещё с детства, как сын дежурного по станции, знает он и другое: железная дорога – единственный вид транспорта, который работает в любую погоду. 

Рос Николай в доме около самых путей в чувашском посёлке Тюрлема, был в курсе всего, что происходило на железной дороге, в том числе того, какой ценой иной раз даётся железнодорожникам надёжность стальной магистрали. И когда после школы поступил в железнодорожное училище, не рассчитывал, что работа будет лёгкой. Зато уважаемой. В Тюрлеме многие работали в совхозе, но к железнодорожникам отношение было особое.

В 1976 году, вернувшись из армии, Николай Петров сел за левое крыло в кабине электропоезда. Спустя несколько лет он решил сменить профессию. Причину объясняет просто: слишком много уходило сил, чтобы добраться до работы в Казань из родной Тюрлемы, чтобы успеть на ранний рейс или, наоборот, возвращаться домой, если приводили электричку в Казань ближе к полуночи. В запасе у Петрова  после окончания училища была ещё одна специальность – слесаря по ремонту подвижного состава. Здесь всё куда определённее: приезжай к восьми утра на станцию Юдино в ремонтные цеха и работай.

В цехе Петрова встретили по-доброму, с пониманием. В комплексной бригаде, которая выполняет ремонты цикла ТР-1, он стал специализироваться на электрике. С первых месяцев работы коллеги убедились: всё, что прошло через руки Николая Петрова, работает надёжно. За такое отношение к своим обязанностям больше 30 лет назад молодой слесарь получил знак ударника коммунистического труда.

С тех пор многое изменилось. До 1985 года электропоезда в Татарстане работали на постоянном токе. Петров участвовал в масштабных работах по переключению всего Казанского узла на переменный ток. Требовалось быстро перейти на техобслуживание принципиально других электропоездов ЭР9Е. Пришлось учиться, ездить на обкатку новых составов в депо Горький-Московский. Учиться приходилось и потом – менялись поколения техники.
Автор: Николай Морохин