Вкус к работе Восточно-Сибирский путь

Вкус к работе

Вячеслав Лапич, начальник службы корпоративной информатизации Восточно-Сибирской дороги

Вячеслав Лапич награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги».


Начальник службы корпоративной информатизации Восточно-Сибирской дороги Вячеслав Лапич удостоен высшей награды компании: 1 октября, в день 15-летия компании, ему вручили знак «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». 

Профессиональное становление Вячеслава Лапича пришлось на 2000-е годы. На момент образования компании Вячеслав Лапич был заместителем начальника технического отдела службы локомотивного хозяйства ВСЖД. Шло реформирование хозяйств и всей отрасли, активно внедрялись информационные технологии, автоматизированные системы. Лапичу в числе других специалистов-электронщиков предстояло поставить локомотивные депо дороги на новые, «электронные» рельсы.

Некоторый опыт, по его словам, в этом деле уже был. В локомотивном депо Иркутск-Сортировочный, где Лапичу довелось трудиться, он как раз занимался внедрением автоматизированных рабочих мест нарядчика, дежурного по депо, других автоматизированных систем, которые помогали сократить долю операций, выполняющихся вручную. Компьютеры стали, например, считать часы работы локомотивных бригад, в результате оперативность расчётов выросла многократно, а значительное количество сотрудников высвободилось для другой работы. 

«Моя задача как заместителя начальника техотдела службы локомотивного хозяйства состояла в том, чтобы новые технологии пришли в каждое депо», – вспоминает Вячеслав Лапич. 

В апреле 2005 года его назначили начальником отдела программно-технических средств и эксплуатации информационных систем службы связи и вычислительной техники, затем перевели на должность начальника отдела в дорожную службу корпоративной информатизации. Занимался всё тем же: внедрением информационных технологий, но только уже в масштабах всей Восточно-Сибирской дороги. О том, что с поставленной задачей Лапич справлялся успешно, свидетельствуют именные часы начальника ВСЖД, которые он получил в июле 2008 года. А в марте 2010 года начальник дороги Анатолий Краснощёк, ныне первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД», доверил ему всю службу корпоративной информатизации магистрали. 

В 2018 году информационные технологии – не просто средства мониторинга и статистического анализа, а один из важнейших инструментов управления технологическими процессами, который позволяет повысить эффективность работы центров оперативного управления и ощутимо влияет на качество перевозочного процесса, отмечает начальник ВСЖД Василий Фролов. 

В составе службы корпоративной информатизации, в частности, состоят секторы статистики тягового подвижного состава, управления проектами программы информатизации, вагонных парков и отчётности, отделы анализа графиков исполненного движения, контрольно-ревизионной деятельности, который силами своих ревизоров в регионах проверяет достоверность учёта по всей дороге. В службе концентрируются отчёты и справки по задержкам поездов, неплановым ремонтам, локомотивным и вагонным паркам, количеству предупреждений. 

«Мы обеспечиваем руководство компании и дороги достоверными отчётными данными, чтобы была возможность видеть объективную картину, принять управленческие решения, адекватные ситуации, и отследить их выполнение», – говорит Вячеслав Лапич. 

Кроме того, служба продолжает развивать новые проекты и информационные услуги. К примеру, испытав на себе электронный документооборот, внедрили эту технологию в другие службы и дирекции, вплоть до линейных предприятий. Недавно реализовали ещё один значимый проект – портал отчётности руководителя, на который службы и дирекции загружают свои справки и отчёты. 

«Разместил, например, аппарат главного ревизора дороги отчёт, и все наши пользователи, включая руководителей дистанций пути или локомотивных депо, могут ознакомиться с этим документом и даже получить его на свою электронную почту, если оформлена подписка. Один клик – и необходимая информация перед глазами», – поясняет Вячеслав Лапич. 

По его словам, порталом заинтересовались на ДВЖД, куда уже переданы разработанные в Иркутске программное обеспечение и технология. 

За годы работы в должности начальника службы Вячеслав Лапич сформировал работоспособный коллектив. «Благодаря общим усилиям у нас есть результаты, за которые не стыдно», – говорит он. 

Эти результаты в том числе следствие правильного выбора, сделанного много лет назад. После окончания Иркутского ­госуниверситета свежеиспечённый радиофизик Лапич недолго колебался, когда отец – машинист первого класса – посоветовал сыну устроиться в локомотивное депо инженером-электронщиком. 

«Годы прошли, а вкуса к работе я не потерял. Да, она требует немало физических и нервных затрат. Вставать приходится рано, ложиться поздно. Но это всё перевешивает чувство причастности к большому и важному делу. Особенно хорошо на душе, когда видишь результаты. Компания меняется на глазах, мы стали больше ориентироваться как на грузоотправителя, так и на пассажира», – отмечает Вячеслав Лапич. 

Железнодорожником стал и его сын Алексей, окончивший Иркутский госуниверситет путей сообщения. Он недавно перебрался в Москву в Дирекцию по комплексной реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта.
Автор: Сергей Кез