Первоклассный машинист Забайкальская магистраль

Первоклассный машинист

Пётр Пупышев, машинист электровоза 1 класса

Своим безупречным трудом Пётр Пупышев оставит о себе добрую память среди коллег в эксплуатационным локомотивном депо Чита

17 марта пассажиры вокзала станции Чита-2 стали свидетелями необычной встречи пассажирского поезда.

– Внимание! На станцию Чита-2 прибывает скорый поезд №100 сообщением Москва – Владивосток под управлением машиниста электровоза 1-го класса колонны пассажирского движения №4 эксплуатационного локомотивного депо Чита Петра Пупышева, – начал своё сообщение диктор. – За почти 40-летнюю деятельность на железнодорожном транспорте он зарекомендовал себя ответственным работником, гарантирующим безопасность движения поездов, технически грамотным специалистом, хорошим наставником. Сегодня этой поездкой Пётр Евгеньевич завершает свою трудовую деятельность.

В это время на первый путь от перрона мягко вкатился пассажирский поезд. Группа встречающих с цветами кинулась к голове состава. Локомотивная бригада не спешила покидать электровоз. Машинист Пётр Пупышев, как и положено, закрепил состав, отключил тормоза, выключил приборы безопасности, снял кассету регистрации и уже потом оставил локомотив. На перроне его громкими аплодисментами встречали руководство и коллеги по депо. Первым с окончанием трудовой деятельности отличного работника поздравил начальник ТЧЭ Чита Алексей Притупов:

– Я от всего сердца благодарю вас, Пётр Евгеньевич, за безупречный труд в локомотивном хозяйстве. С вами мы знакомы давно. Под вашим руководством я учился водить поезда. Вы были моим мудрым, грамотным, внимательным наставником. Очень надеюсь, что с вашим уходом на заслуженный отдых наша связь не прервётся и вы продолжите готовить локомотивные бригады для нашего депо.

Не остался в стороне от поздравления и профсоюзный комитет предприятия. Людмила Клепикова вручила Петру Пупышеву подарочный сертификат, нормировщик депо Анна Чупрова подарила букет цветов. В этот момент раздались хлопки – и яркое конфетти осыпало всех участников торжественной встречи. Так тепло провожают на заслуженный отдых только лучших из лучших машинистов пассажирского движения эксплуатационного локомотивного депо Чита.

Пётр Евгеньевич без малого 38 лет безупречно трудится в депо. Вспоминает, что водить поезда мечтал с раннего детства. Его семья была далека от железной дороги. Мама – мастер скорняжных дел, папа – слесарь. Вся многочисленная родня жила в Кировской области, куда каждое лето в гости отправлялся и маленький Пётр с родителями. В долгой дороге любознательный мальчик мог дни напролёт смотреть в окно на проносившиеся мимо поезда, подмечать их сходство и различия. В тех поездках у Петра и появилось страстное желание, когда вырастет, непременно стать машинистом и водить пассажирские поезда.

Его детская мечта воплотилась в жизнь сразу после школы. Целеустремлённый юноша поступил в профессиональное училище на помощника машиниста. Свою первую производственную практику прошёл в локомотивном депо Могоча. Именно туда забросили десант учащихся ПТУ, так как в начале 80-х чувствовалась острая нехватка локомотивных бригад. После окончания училища летом 1981 года Пётр пришёл устраиваться на работу в Читинское локомотивное депо. Открытого знаниям паренька взял под своё крыло опытный машинист, отличный наставник Виктор Епишев. Читинское локомотивное депо во все времена было грузовым, но и там имелись пассажирские бригады. В середине 80-х инструктор колонны на период летних отпусков набирал молодёжь для работы в пригородном сообщении. Пётр Евгеньевич от предложения отказываться не стал, окончил курсы помощников машиниста электропоезда и несколько лет водил электрички. Но пригородное сообщение вскоре ему наскучило, и Пётр Евгеньевич вновь вернулся к грузовым поездам. В помощниках машиниста молодой работник депо долго засиживаться не стал и уже в 25 лет «закатался» в машинисты. И здесь не обошлось без мудрого наставника. Своим профессиональным становлением Пётр Евгеньевич обязан опытнейшему машинисту Геннадию Бабкину. Именно у него молодой работник перенял манеру ведения поезда.

– Геннадий Константинович оказался работником строгим и принципиальным. Мне скидку на молодость никогда не делал, всегда требовал ответственного отношения к делу, – вспоминает Пётр Евгеньевич.

В начале 90-х, в период перестройки, решил попробовать себя в новой профессии. Поступил заочно на юридический факультет Иркутского государственного университета. Вот только юриспруденция не стала его судьбой, он быстро разочаровался в будущей профессии. Именно тогда пришло осознание, что первый его выбор – самый правильный, в локомотивном хозяйстве от него будет больше пользы.

В конце 80-х в личной жизни Петра Евгеньевича произошли большие изменения. Свою судьбу – будущую жену он встретил в родном дворе. Елена жила в этом же доме, готовилась стать банковским работником, проходила практику. Молодые начали встречаться, а вскоре и свадьбу сыграли. В 1990 году счастливый глава семейства забирал из роддома любимую супругу, подарившую ему дочку, Женечку. Через 14 лет семья Пупышевых пополнилась ещё и сыном, Николаем. Без малого 30 лет Елена провожает мужа в рейс и встречает дома. Стремится посытнее собрать харчи супругу да потеплее одеть его в зимнюю стужу. Ночами глаз не смыкает, если муж задерживается в поездке. Режим работы машинистов накладывает отпечаток на весь семейный быт. Домочадцы стараются создать все условия, чтобы папа хорошо отдохнул и набрался сил перед предстоящей поездкой.

За 30 лет работы машинистом многое пришлось пережить. Но Петра Пупышева всегда отличала повышенная бдительность, ответственность за жизнь пассажиров и сохранность грузов.

Природная внимательность помогла ему не допустить схода поезда. В 2015 году глубокой ночью он вёл пассажирский поезд №70 по участку Могзон – Гонгота. Внезапно впереди он увидел красный сигнал светофора. Машинист Пупышев действовал, как и предписывает инструкция: снизил скорость до 20 км/ч и с особым вниманием стал проезжать опасный участок. Вдруг он с помощником ощутили небольшой толчок. Остановили поезд. Его помощник отправился осматривать путь и вскоре обнаружил на правой нитке лопнувший рельс. Пётр Евгеньевич незамедлительно сообщил дежурному по станции Гонгота о случившемся. На место была вызвана бригада Могзонской дистанции пути, которая после осмотра опасного участка дала разрешение пассажирскому поезду начать движение со скоростью 5 км/ч. В Читу поезд прибыл с 20-минутным опозданием, а пассажиры мирно досматривали свои сны и даже представить себе не могли, какой опасности им удалось избежать благодаря бдительной локомотивной бригаде во главе с Петром Пупышевым.

– Жаль, что такие незаменимые люди покидают наше депо. Я горд тем, что в моей колонне трудился Пётр Евгеньевич, – отметил машинист-иснструктор Игорь Клепиков. – На таких работников я могу положиться в любой ситуации. Пётр – всегда внимательный, вдумчивый, никакая мелочь не ускользнёт от его взгляда. Он знает особенности работы каждого локомотива, умеет подмечать их «узкие места». На планёрках всегда старался обратить внимание на проблемы. Он прекрасно справлялся с обязанностями наставника, не одно поколение машинистов и их помощников подготовил для нашего депо. В его трудовой книжке только многочисленные благодарности за безупречный труд и работу с молодёжью.

За 30 лет работы у Петра Евгеньевича накопилось немало воспоминаний, которыми он охотно делится.

– А сколько километров за свою трудовую деятельность проехали? Не считали? – интересуюсь я.

– Немало – улыбается машинист. – Около трех миллионов. Этого хватило бы, чтобы совершить четыре рейса до Луны и обратно.

На заслуженный отдых у Петра Евгеньевича большие планы:

– Наконец-то займусь ремонтом в квартире, который не давал завершить режим работы машиниста. Больше времени буду проводить со своей любимицей, внучкой Полиной. Теперь найдётся время и для давних увлечений фотографией и литературой. В последние годы книги только покупаю, а читать как-то не получается. Больше 10 томов дожидаются своей очереди на полке.

Любовь к книгам и чтению у Петра Евгеньевича ещё с начальной школы. Помнит, как в первом классе самостоятельно прочитал «Конька-Горбунка». В старших классах запоем читал русскую и зарубежную классику. Ещё одному увлечению Петра Пупышева, фотографии, уже 40 лет. В 8-м классе школьник обзавёлся фотоаппаратом «Смена». Юный фотограф с удовольствием снимал на плёнку понравившиеся пейзажи, друзей, а затем самозабвенно проявлял и печатал получившиеся снимки. Во взрослой жизни с фотоаппаратом не расстался. В рейсах старается запечатлеть на камеру телефона живописные восходы и закаты. Внучке, Полине, также не удаётся ускользнуть от объектива дедовой камеры. Маленькая модель с удовольствием позирует любимому деду среди ромашек в берёзовой роще.

– Заняться на пенсии будет чем, а если заскучаю, то вновь вернусь в депо, к молодёжи. Мне есть чему её научить, есть чем поделиться, было бы желание, – завершает наш разговор Пётр Пупышев.
Автор: Ольга Стракович