Ни секундой позже Московский железнодорожник

Ни секундой позже

Елена Мельникова, дежурная по переезду

Оперативные действия дежурной по переезду предотвратили возможную серьёзную аварию

Утро 5 февраля стало для дежурной по переезду Елены Мельниковой испытанием на прочность её человеческих, профессиональных качеств и, кроме того, принесло признание и почёт со стороны коллег и руководства дороги.

Профессия дежурного по переезду может кому-то показаться лишённой беспокойства. Все находящиеся в его ведении техника и механизмы вроде бы работают в заданном автоматическом или полуавтоматическом режиме: остаётся только вести наблюдение за техпроцессом да тем, что происходит вокруг. Ну, может быть, ещё зимой убирать снег – и на самом переезде, и на 50-метровых участках пути по обе стороны от него. Помимо этого, путейцы, особенно те, которые со стажем, знают не понаслышке: переезд переезду рознь, у каждого свои особенности, свои сложности.

Находящийся на перегоне Гагарин – Туманово в Смоленской области переезд 185 км, если судить о степени сложности объекта, мало чем примечателен. Впрочем, обслуживающие его дежурные Вяземской дистанции пути (ПЧ-43) Елена Мельникова и Надежда Корнеева считают, что скучать на рабочем месте им не приходится. Больших пауз на главном ходу, где и расположен переезд, не бывает. Особенно в последнее время, после того как на участке запущено скоростное сообщение. Но пересекающая железнодорожное полотно автотрасса не сказать чтобы была слишком оживлённой. И верениц пешеходов здесь не встретишь – ближайший населённый пункт (деревня Стопчище) находится несколько в стороне.

Для заступившей в 8 часов на смену Елены Мельниковой утро 5 февраля началось с проверки наличия необходимого инвентаря, инструментов, работоспособности устройств. Далее – по сложившейся за 10 лет работы на данном объекте привычке – следовал осмотр участка железной дороги и автомобильной трассы в радиусе 50 м. Потом доклад дежурному ближайшей станции Туманово о том, что все системы на переезде функционируют исправно. Заодно зафиксировала в журнале дежурного по переезду температуру окружающего воздуха и рельсов.

Карусель всеобщего движения на железнодорожном пути с наступлением утра с каждой минутой только набирала обороты. Пассажирские, грузовые поезда, одиночные локомотивы шли всё с меньшими интервалами. Так что не упускающая из виду этот процесс дежурная по переезду только успевала следить за шлагбаумами и заградительными плитами. Большие стрелки часов отмерили два круга с небольшим, когда Елена вышла встречать очередной грузовой поезд. Провожая летевшие мимо вагоны, цепким взглядом отслеживала состояние их ходовой части, автосцепки, деталей тормозной системы. Пронеслось мимо и несколько цистерн. Под одной из «бочек на колёсах» дежурная мгновенно усмотрела течь. Тёмная жидкость вытекала из сливного клапана плотной струёй.

– Нужно было действовать незамедлительно, – рассказывает наша героиня. – Действовала строго по инструкции: немедленно по рации связалась с обслуживающей поезд локомотивной бригадой, сообщив о случившемся.

Спустя 9 минут после полученной информации (часы в это время показывали 10 час. 30 мин.) железнодорожники остановили состав. Оперативно организованный локомотивной бригадой осмотр подтвердил течь груза в цистерне № 51834448.

Вспомнить пережитые ощущения в момент обнаружения опасности собеседнице удаётся с трудом. Но в одном она уверена – ни испуга, ни волнений в тот момент у неё не было. А неприятный холодок в душе появился несколько позже, уже после остановки поезда, когда мелькнула мысль: а вдруг бы не смогла или не успела правильно оценить обстановку? Знания – они всегда с тобой, но иной дежурный в таких стрессовых ситуациях может занервничать, повести себя неправильно.

Впрочем, пятый год руководящий коллективом дежурных по переезду мастер ПЧ-43 Олег Дубенков уверен, что иначе повести себя в данной ситуации его подопечная не смогла бы.

– Она настоящая умница, одна из тех, кто умеет не терять голову в любых ситуациях, – говорит он с восхищением о своей подчинённой. – И в этот раз Елена не растерялась, всё сделала правильно и оперативно. В своей должности она работает более 10 лет, имея за плечами большой опыт. Но действовать собранно и грамотно в нештатной обстановке способен далеко не каждый опытный работник. Когда же дежурит Мельникова, я спокоен.

– Принявшие участие в ликвидации последствий нештатной ситуации железнодорожники максимально оперативно справились со своими обязанностями, обеспечив безопасное сопровождение аварийной цистерны к месту перекачки, – так оценил действия своих коллег и подчинённых начальник ПЧ-43 Роман Кереселидзе. – Благодаря слаженным действиям всех участников в кратчайшие сроки была ликвидирована течь опасного груза из цистерны, осуществлена необходимая обработка территории разлива и предотвращена угроза безопасности движения, загрязнения окружающей среды.

Но главную заслугу в разрешении нештатной ситуации руководители причастных к событию железнодорожных подразделений видят в действиях дежурной по переезду Елены Мельниковой. Ведь именно благодаря её бдительности опасность была локализована, а последствия минимизированы. Иначе говоря, на хрупкие женские плечи дежурной по переезду легла высокая ответственность, и Елена не подвела.

Приказом начальника МЖД Владимира Молдавера за существенный вклад в повышение эффективности производственной и финансово-экономической деятельности, качественное выполнение производственных заданий, проявленную бдительность и находчивость при предотвращении нарушений безопасности движения поездов, которые могли привести к тяжёлым последствиям, Елена Мельникова была награждена знаком «За безопасность движения на Московской железной дороге» и премирована.
Автор: Владимир Горелкин