Внешняя новизна не обманула опыт Восточно-Сибирский путь

Внешняя новизна не обманула опыт

Алексей Брянский, осмотрщик ремонтник вагонов ПТО вагонного депо эксплуатационного депо Улан-Удэ

Алексей Брянский выявил серьёзную неисправность в конструкции вагона, который как будто не давал повода для беспокойства

Всё случилось накануне Дня защитника Отечества. К концу месяца привычные для столицы Бурятии февральские морозы вдруг сменились предвесенней оттепелью. Работать в таких условиях достаточно комфортно, поэтому 22 февраля ночная смена осмотрщика-ремонтника Алексея Брянского трудилась без долгих перерывов на обогрев.

Около четырёх часов утра на ПТО Улан-Удэ прибыл состав с углём, следующий с Западно-Сибирской дороги. Алексей Брянский и его напарник Юрий Сычёв начали осмотр загруженных полувагонов. Известно, что этот вид подвижного состава эксплуатируется очень активно и далеко не всегда в щадящих условиях. Поэтому состоянию всех узлов полувагонов осмотрщики всегда уделяют повышенное внимание, особенно если это касается «возрастных» моделей, прошедших на своём веку не одну сотню тысяч километров.

В составе поезда, который предстояло обработать осмотрщикам из Улан-Удэ, старых вагонов было немного. Зато нашлось место для инновационных полувагонов с повышенной осевой нагрузкой. «Свежий» подвижной состав, построенный лишь пару-тройку лет назад, редко может вызвать нарекания к своему техническому состоянию. Однако осмотрщик-ремонтник Алексей Брянский сумел выявить на одном из таких полувагонов серьёзный дефект:

– Осматривая боковую раму тележки, я заметил небольшую полоску, которая шла вдоль смотрового окна. Заглянул с другой стороны – и увидел такую же полоску. Нетрудно было догадаться, что тонкая линия на боковой раме – это трещина, которая к тому же оказалась сквозной.

Чтобы окончательно убедиться в своей догадке, осмотрщик-ремонтник позвал напарника. Вместе с Юрием Сычёвым они ещё раз осмотрели тележку, после чего вагон было решено отцепить. Позднее дефектоскоп в точности подтвердил предварительный диагноз, поставленный Алексеем Брянским: в боковой раме образовалась сквозная трещина длиной в несколько миллиметров.

Нетрудно догадаться о том, какими последствиями грозила обернуться тонкая трещина на вагонной тележке, останься она незамеченной. Стальная конструкция, которая должна выдерживать осевую нагрузку в 25 тонн, при таком повреждении вполне могла не дойти до станции Карымская – окончания гарантийного участка.

Требовательный подход

По словам мастера Алексея Нагматулова, отметить работу осмотрщика-ремонтника можно не только за выявленную неисправность, но и за то, что обнаружить её удалось именно в конструкции относительно нового вагона. Наличие заводской краски и внешняя «свежесть» его составных узлов не обманула Алексея Брянского. К осмотру полувагона он подошёл максимально требовательно.

– Вагон, – заметил мастер, – эксплуатировался лишь три года. Иной осмотрщик вполне мог лишь пробежать глазами по подвижному составу, посчитав что никаких дефектов при таком небольшом пробеге всё равно быть не может. Но Алексей Васильевич требований к осмотру не снизил, благодаря чему удалось избежать возможных негативных последствий.

О методах Алексея Брянского мастер может рассказать многое. В 2001 году Алексей Нагматулов, едва устроившись в депо, сразу был закреплён за опытным осмотрщиком. В тандеме им довелось потрудиться три года.

– Алексея Васильевича всегда отличал ответственный подход к делу. Каждую деталь вагона, которая вызывает у него сомнение, он готов проверить несколько раз, прежде чем сообщит о неисправности. При этом все они затем стопроцентно подтверждаются  приборами. Можно сказать, он всегда работает с точностью дефектоскопа, – говорит Алексей Нагматулов.

Другой мастер из ПТО Улан-Удэ, Сергей Иванюшкин, отмечает не только качество работы осмотрщика, но и его высокую продуктивность. Так, в 2016 и 2017 годах Алексей Брянский в общей сложности выявил 21 серьёзную неисправность при осмотре вагонов: трещины  колёс, боковых рам и надрессорных балок.

– Думаю, такая статистика очень хорошо демонстрирует его личную заинтересованность в работе. Алексей Васильевич, будучи одним из самых опытных осмотрщиков на ПТО, является хорошим примером для остальных. Он не имеет замечаний по технологии производства, а к состоянию его спецодежды, которая всегда выглядит опрятно, не возникает даже малейших вопросов.

Родом из Колобков

На каждую рабочую смену Алексей Брянский приезжает заблаговременно.  Всё потому, что живёт он в 60 км от Улан-Удэ, в деревне с ласковым названием Колобки. Чтобы миновать утренние пробки, которые ежедневно возникают на левобережье столицы Бурятии, отправляться в дорогу осмотрщику приходится около пяти утра.

В Колобках Алексей Васильевич живёт с раннего детства. Был здесь когда-то пчеловодческий совхоз «Селенга», в котором трудились родители будущего железнодорожника. Потрудиться в хозяйстве довелось и ему самому, причём немало: около 15 лет после окончания профессионального училища он работал на механизированной технике.

Всё изменилось в середине 90-х, когда былой совхоз-миллионер окончательно обанкротился. Ближайшее от Колобков рабочее место нашлось только в Улан-Удэ, где Алексей Брянский сначала устроился в пожарную часть, а затем – в вагонное депо.

При этом покидать родную деревню осмотрщик не стал. Предпочёл переезду долгую дорогу на работу. В Колобках он основательно занялся хозяйством: частное подворье Брянского насчитывает несколько десятков голов крупного и мелкого скота. Присматривать за животными, когда глава семейства находится на смене, помогают супруга и дочка.

А вот сын осмотрщика уже готовится продолжить железнодорожную династию. Сейчас Артём проходит срочную службу в армии, после чего планирует официально устроиться в вагонное эксплуатационное  депо Улан-Удэ. Производственную практику в ПТО он прошёл до призыва.

Алексей рад, что сыну пришлась по душе его профессия:

– До пенсии мне ещё далеко, а значит, успею поработать с ним вместе и передать необходимые знания. Важно, на мой взгляд, работать честно. Тогда со смены всегда будешь уходить со спокойной душой.
Автор: Виталий Калашников