Вспышка над поездом Звезда

Вспышка над поездом

Иван Гурьев, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Сальск

Благодаря бдительности машиниста на перегоне Мелиоративный – Котельниково предотвращён случай серьёзного разрушения контактной сети

Машинист вспоминает, как после непродолжительной стоянки на обгонном пункте Мелиоративный (Ростовский регион СКЖД), между станциями Семичная и Котельниково локомотивная бригада стала свидетелями того, как искрилась консоль контактной сети. Иван сразу понял, что в зоне их движения произошло разрушение изолятора, и применил экстренное торможение. 

– При разрушении изолятора от опоры контактной сети оторвалась консоль и попала в наш маршрут следования. Мы вели грузовой поезд № 2804 на электровозе ВЛ80с со скоростью 40 км в час. На 198-м км перегона Мелиоративный – Котельниково в кривом участке пути мы выявили искрение контактной сети в первой трети поезда. В момент остановки произошла вспышка с последующим снятием напряжения в контактной сети, – рассказывает Иван Гурьев.

В зеркало заднего вида локомотива Иван увидел, как искрящаяся консоль касалась крыши нескольких вагонов. Ещё чуть-чуть и консоль, зацепившуюся за вагон, поезд при дальнейшем движении потащил бы за собой, что привело бы к серьёзным повреждениям контактной сети. Благодаря оперативным действиям машиниста последствия чрезвычайной ситуации ограничились только обрывом консоли с опоры контактной сети.

Во время поездки локомотивная бригада в первую очередь держит в зоне внимания то, что происходит по ходу поезда. Но машинист и помощник не могут упускать из виду и сам состав поезда и должны постоянно контролировать ситуацию у себя за спиной. Для этого требуется опыт и профессионализм, и ситуация, произошедшая на перегоне Мелиоративный – Котельниково, ещё раз подтверждает, как это важно.

После остановки поезда Иван Гурьев, используя радиосвязь, проинформировал локомотивные бригады других находящихся на перегоне поездов о ситуации и причине экстренного торможения. Затем в целях более подробного осмотра места ЧС машинист спустился с локомотива и, пройдя вдоль состава, визуально изучил всю открывшуюся ему картину.

– Подойдя ближе, я убедился в верности моего предположения причины ЧС – это действительно было разрушение фарфорового изолятора на опоре контактной сети № 246 с последующим падением консоли на крышу вагона. Вернувшись в локомотив, я связался с энергодиспетчером, доложил о случившемся и принял решение о закреплении поезда тормозными башмаками, – рассказал Иван.

Все остальные действия локомотивная бригада осуществляла в соответствии с указаниями энергодиспетчера. Первыми к месту событий прибыли работники Котельниковской тяговой подстанции Волгоградской дистанции электроснабжения. Ведь от места поломки до их предприятия было всего каких-то 6 км. Через пару часов подъехала и бригада электромехаников Сальской дистанции электроснабжения, базирующаяся в ближайшем населённом пункте на станции Ремонтное (200 км от обгонного пункта Мелиоративный). Специалисты осмотрели и локомотив грузового поезда. Версия излома токоприёмника отпала сразу, локомотив не пострадал, вагоны поезда тоже были в нормальном состоянии. После того, как специалисты устранили поломку консоли, диспетчер подал команду, чтобы в контактную сеть подали напряжение.

Локомотивная бригада подняла токоприёмники, закачала воздух в тормозную магистраль поезда, произвела пробное торможение и двинулась дальше, до станции Котельниково. В целом остановка движения длилась 2,5 часа.

Иван Гурьев водит поезда с 2007 года. По словам Николая Луцика, машиниста-инструктора колонны, в которой Иван трудится, специалист он опытный, как говорится «закалённый в боях». Несколько лет назад ему уже приходилось оказываться в схожей ситуации только в пассажирском движении, свои должностные обязанности он выполняет чётко по инструкциям, согласно регламенту и другим руководящим документам. Кроме того, это решительный и уравновешенный человек, способный в считанные секунды принять грамотное и единственно верное решение.

– Если бы машинист в такой ситуации действовал неправильно, то контактная сеть на значительном протяжении могла быть очень серьёзно повреждена. Кроме того, если бы элементы контактной сети упали на путь, то мог бы произойти сход вагонов и различные другие неприятные последствия. Любое повреждение контактной сети требует немедленной остановки. Машинист правильно оценил ситуацию, вовремя сообщил необходимую информацию поездному диспетчеру, энергодиспетчеру, осмотрел место происшествия, то есть он предпринял все действия совершенно правильно, – подчеркнул Николай Луцик.

В таких ситуациях и должны сработать те навыки, которые машинист и помощник вырабатывают в себе во время учёбы, а потом годами закрепляют во время вождения поездов: это постоянная бдительность, быстрота реакции, умение предугадать дальнейшее развитие ситуации. Недаром локомотивную бригаду часто образно называют последней инстанцией, которая может предотвратить нарушение безопасности движения поездов или смягчить его последствия. Но она ещё и первая инстанция, когда все возможные действия предприняты, и необходимо оценить текущую ситуацию, объём повреждений, характер проблем и дать объективную информацию тем, кто руководит движением. 

 Сам машинист признаётся, когда он увидел яркую вспышку и предположил её причины, первое о чём он обеспокоился – насколько масштабны будут повреждения контактной сети. В итоге всё обошлось незначительными повреждениями и остановкой движения на небольшое время, а если бы он не произвёл своевременно экстренное торможение с опусканием токоприёмников, на этом участке дороги могли возникнуть более серьёзные проблемы.

– За нами шли два поезда тоже на Котельниково, которые вместе с нами после происшествия ждали, когда откроется движение. А по соседнему нечётному пути габарит контактной сети был не нарушен. И встречные поезда проходили совершенно спокойно, – говорит Иван.

С 2010 года машинист Гурьев трудится в составе 11-й грузопассажирской колонны депо Сальск. В пассажирском графике он обслуживает плечи Сальск – Волгоград и Сальск – Минеральные Воды. В грузовом движении – Сальск – Котельниково и Сальск – Тихорецкая. О своей работе он отзывается, как о любимом деле. Говорит, ему нравятся любые плечи и любые типы поездов, главное перевозить их из пункта отправления в пункт назначения и всегда помнить о своей ответственности за пассажиров, грузы и сам состав поезда.
Автор: Юлия Сухорева