За высокий профессионализм Куйбышевский железнодорожник

За высокий профессионализм

Александр Щевелёв, электромеханик Уфимской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Министр транспорта России Евгений Дитрих на торжественной церемонии в ОАО «РЖД» вручил 18-ти железнодорожникам страны нагрудные знаки «Заслуженный работник транспорта РФ». Среди них был и электромеханик Уфимской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Александр Щевелёв

Высокой награды Александр Алексеевич удостоился за большой вклад в подготовку и проведение Чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Как отметил министр, в дни мундиаля эсцебист из Башкирии, как и его коллеги, продемонстрировал на своём рабочем месте высокий показатель личной результативности и командного взаимодействия. Впрочем, в копилке железнодорожника, отдавшего магистрали 39 лет, немало отраслевых наград. Среди них: Благодарность вице-президента ОАО «РЖД», именные часы начальника дороги, знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». Руководство и коллеги в заслугу профессионалу ставят его стремление всегда быть на «передовой» событий – как оперативных, так и сугубо производственных.

«В его бытность начальником Уфимской дистанции сигнализации, централизации и блокировки с 2002 по 2016 годы на нашем предприятии быстрыми темпами шли модернизация и полная замена существующих систем железнодорожной автоматики на новые микропроцессорные устройства. Благодаря высокой организации работ и правильно подобранному персоналу все пуски нового оборудования проходили на высоком уровне. Щевелёв, вникая в каждую мелочь, с особым пристрастием контролировал все процессы, тому же учил нас, своих учеников. За 13 лет совместной с ним работы я убеждена – без его высочайшего профессионализма, требовательности, преданности своему делу не было бы слаженной работы нашей команды. Компетентный наставник и учитель, строгий, но в то же время справедливый и чуткий, он сумел взрастить и полностью раскрыть потенциал десятков эсцебистов, в руках которых – завтрашний день производства», – делится начальник технического отдела Уфимской дистанции СЦБ Лилия Литвинова.

Под руководством Александра Алексеевича не только развивалось производство, но и совершенствовались люди. Электромеханики и электромонтёры не просто регулярно повышали профессиональную квалификацию, но и генерировали предложения по совершенствованию работы, а в повседневной деятельности команда дистанции  никогда не допускала травматизма. Все работы по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки проводились без нарушения графика движения поездов, что бы ни случилось. Той же политике Уфимская дистанция следует и сегодня, оставаясь в числе передовых на полигоне дороги.

Как признался сам награждённый – представитель одной из старейших на дороге династий, своей хваткой и профессиональными достижениями он, в первую очередь, обязан родителям – Алексею Михайловичу и Александре Лаврентьевне, каждый из которых проработал в отрасли 40 лет. Отец трудился электромехаником Уфимской дистанции СЦБ с момента её основания в 1933 году, и всю жизнь считал, что лучше профессии эсцебиста нет на свете. Мама работала весовщиком на станции Бензин.

«Первое упоминание о нашей династии относится к 1913 году, когда мой прадед Аким Щевелёв начал работать на паровозе в депо Раевка Самаро-Златоустовской железной дороги. Все наследники Акима, несмотря на то, что наши корни уходят в сельскую глубинку и берут начало в деревушке Уваровка, затерянной между станциями Раевка и Шафраново, в дальнейшем работали исключительно на железнодорожном транспорте. Суммарный стаж работы нашей семьи на «железке» превышает 200 лет. Конечно, моя производственная судьба была предрешена с детства», – рассказывает мой собеседник.

Отслужив в армии, Александр окончил дорожную техническую школу станции Кинель и стал монтёром СЦБ на станции Уфа. Наставниками юноши стали авторитетные в своей профессии люди – электромеханики Ахмет Айдакаев и Пётр Кобзарь. Это они терпеливо обучали своего подопечного безопасным способам производства работ, взаимодействию с работниками смежных служб. И не уставали повторять, что устройства не «простят» небрежного отношения к себе – малейшее упущение в работе может обернуться бедой.

В дальнейшем наш герой заочно окончил СамГУПС по специальности «Современные системы автоматической блокировки», прошёл все ступеньки трудового пути, увенчав карьеру позицией начальника Уфимской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, вырастил не одно поколение профессионалов, которым привил главные принципы работы – ответственность, оперативность, профессионализм: «Вот три кита, на которых держится профессия эсцебиста, где тоже есть место нестандартным ситуациям. Вот и в моей практике были различные ЧП. К примеру, 26 мая 2011 года в Иглинском районе Башкирии в 7-ми километрах от станции Урман взорвался склад с боеприпасами одной из дислоцированных там воинских частей. Я в это время был в Уфе. Коллеги рассказывали, грохот стоял такой, что дрожала земля. Вспыхнул мощный пожар. Местные жители, прихватив документы и вещи, пешком прямо по рельсам направились в сторону Уфы. Движение поездов на опасном участке временно приостановили. Я во главе дежурной бригады СЦБ оперативно выехал устранять последствия ЧП. Разлетавшиеся на километры вокруг снаряды не выбирали, куда упасть и что повредить. Досталось и железнодорожной инфраструктуре. Впрочем, исправную работу оборудования, причём без выключения устройств, нам удалось довольно быстро восстановить», – вспоминает мастер.

По мнению профессионала, главное в любой железнодорожной профессии – невзирая на обстоятельства, не терять головы и здравого смысла. И тогда, что бы ни случилось, выход найдётся из любой ситуации. Этому труженик магистрали и сегодня, вернувшись по состоянию здоровья с позиции руководителя на должность электромеханика, наставляет молодых коллег, обучая их азам профессионального мастерства и нацеливая молодёжь на изучение передовых технологий производства и работе на новой технике. Свободное время Александр Алексеевич уделяет воспитанию любимых внучек – Кати и Юли. Обожает свой любимый сад, где каждое деревце высажено и выпестовано им вместе с любимой женой Альфиёй Шарифзяновной. И в предвкушении приближающегося дачного сезона выращивает рассаду для теплиц. Ведь близится час земледельцев.
Автор: Андрей Введенский