Переезд под присмотром Московский железнодорожник

Переезд под присмотром

Николай Новиков, дежурный по переезду Вяземской дистанции пути

Знаком «За безопасность движения на Московской железной дороге» 3 марта этого года отмечен дежурный по переезду Вяземской дистанции пути Николай Новиков

Знаком «За безопасность движения на Московской железной дороге» 3 марта этого года отмечен дежурный по переезду Вяземской дистанции пути Николай Новиков. Это уже вторая награда Николая Алексеевича в 2019 году. Случайность? Нет. Судя по статистике последнего десятилетия, этого человека, несмотря
на его скромную должность, выделяют постоянно. Так уж он работает.

Конечно, не за красивые глаза, а за красивые дела. Не окажись Новиков на высоте 18 февраля этого года, неизвестно, чем могла бы закончиться эта история.

День уже подошёл к концу. В 20 минут десятого, когда сборный грузовой состав подходил к переезду 180 км, что рядом со станцией Гагарин, на улице было темно. Конечно, пути освещались – белорусский ход Московской железной дороги находится в зоне особого внимания железнодорожников. Ведь здесь – скоростное движение, проходят международные поезда. К этому надо добавить, что на станции Гагарин возможны и манёвры, и обгоны. Словом, всем, и дежурным по переездам в том числе, надо быть предельно внимательными.

Когда Николай Новиков вышел встречать поезд, он, конечно, не знал, что могут возникнуть проблемы. Действовал по отработанной до автоматизма схеме – детально осматривал каждый проходящий вагон. Взгляд вверх-вниз, вправо-влево. Один, второй, третий вагон – всё нормально. Вдруг, когда большая часть состава уже прошла, что-то зацепило глаз Николая Алексеевича. Что же это? Так и есть. Из нижнего люка одной из цистерн подтекало дизельное топливо. По подсчётам Новикова, это был 28 вагон с хвоста.

Не мешкая, дежурный по переезду вызвал по радиосвязи машиниста эксплуатационного локомотивного депо Вязьма И.Г. Фёдорова и рассказал ему о наличии следов дизтоплива. Грузовой поезд был остановлен на 3-м приёмоотправочном пути станции Гагарин. Осмотрев его, локомотивная бригада подтвердила течь груза.

Вот как эту ситуацию прокомментировал заместитель главного дорожного ревизора по безопасности движения поездов по Смоленскому региону Сергей Васильев.

– Как правило, машинист может увидеть проблемы в первых 5–10 вагонах, следующих за локомотивом. Да и то, если они возникли в верхней части, с боков. Что касается течи, да ещё из нижнего люка, то локомотивная бригада беду не видит. В такой ситуации помощь дежурного по станции, дежурного по переезду просто бесценна. Тем более, что здесь, надо учитывать, имелась опасность возгорания, – говорит Сергей Михайлович. – Неслучайно мы называем эти рабочие места постами безопасности. В данном случае дежурный по переезду Николай Новиков сделал всё, как того требуют его служебные обязанности, предотвратив возможные негативные последствия.

Сергей Васильев добавляет, что Николай Новиков проявил себя с положительной стороны и во время разбора.

– Детали произошедшего он доложил грамотно, обстоятельно, спокойно. Так ведут уверенные в себе люди, привыкшие работать добросовестно. Обычно я беру таких на заметку, особенно, если это молодые люди, у которых трудовая биография только начинается. Но здесь другой случай. Николай Алексеевич прошёл большую профессиональную школу, имеет свою жизненную позицию и, к счастью, до сих пор остаётся неравнодушным человеком.

Сергею Васильеву вторит и начальник Вяземской дистанции пути Роман Кереселидзе.

– Мне не стыдно за Николая Алексеевича, который не растерялся в тот февральский день, – говорит он. – Это грамотный человек, добросовестно выполняющий свои обязанности. По возрасту он самый старший из 4 дежурных по этому переезду, но трудится не хуже остальных.

Николай Новиков пришёл на железную дорогу, имея за плечами немалый трудовой стаж. Был и слесарем, и водителем автомобиля, и рабочим лесхоза. Что же привело его на железную дорогу?

– Профиль своей деятельности сменил в 1993 году, – рассказывает он. – Помните, наверно, какое время тогда было. Работы нет, а семью кормить надо. Да, супруга, Наталья Николаевна, трудилась в школе учителем начальных классов, но я не привык жить за чьей-то спиной. Тем более, что росли двое сыновей, которым надо было быть примером. Потому-то, увидев объявление о том, что в Вяземскую дистанцию пути требуются монтёры пути, я, не раздумывая, отправился в отдел кадров.

15 лет отработал Николай монтёром пути, а в 2009-м перешёл на должность дежурного по переезду. Ровно через 2 года он так же, как сейчас, предотвратил возможные последствия ЧП и был награждён почётной грамотой.

Как правило, у дежурных по переездам два фланга работы. Один там, где идут поезда. Другой – это автомобильный поток. В этом смысле переезд около станции Гагарин не является исключением. Февральский случай показал, как важно вовремя увидеть признаки приближающейся беды непосредственно на стальных нитках. Не меньшее внимание дежурному по переезду приходится уделять автомашинам. Здесь много и грузовиков, и легковушек. Ведь рядом с железной дорогой расположен частный сектор.

– Водители наши, местные, – говорит он. – Знаем все их привычки и маршруты.

Добавим, что Николай Алексеевич, сам работавший шофёром, хорошо понимает психологию водителей, и это помогает ему.

– У нас пост безопасности, – говорит Новиков. – Мы обязаны обеспечить поездам «зелёную улицу», а пассажирам – безопасность во время поездки. На это нацелены и я, и мои коллеги – Наталья Петрушко, Валентина Маркова, Виктория Сухорукова. У нас полное взаимопонимание.
Автор: Вера Чубарова