Когда газ вырвался наружу Призыв

Когда газ вырвался наружу

Антон Иванов, машинист маневрового тепловоза ТМ-7 на станции Курган

Машинист тепловоза предотвратил взрыв на сортировочной горке

Утечка опасного вещества могла вызвать самые серьёзные последствия, причём не только для Южно-Уральской железной дороги, но и для областного центра Зауралья.

Магистраль круглые сутки живёт работой. Днём и ночью по ней идут поезда, везут тяжёлые грузы и пассажиров. Останавливаются, переформировываются… Постороннему человеку разобраться во всех этих аспектах сложно. Но машинист маневрового тепловоза ТМ-7 Антон Иванов, работающий на горке станции Курган, чувствует себя на «железке» как рыба в воде. У него всё расписано по минутам: роспуск вагонов, формирование грузового состава, остановки и снова движение. Шутит: всю смену то вверх, то вниз. Но самое главное – в этой работе нет места равнодушию и невнимательности.

В ту холодную ночь он, как обычно, участвовал в формировании «грузовика». На небе ни облачка. Только луна с любопытством поглядывает вниз, где лязгают вагоны, соединяясь друг с другом. Антон только что заступил на смену. Привычно открыл окно и… неожиданно почувствовал за бортом тепловоза запах. Причём удивительно знакомый. Краска? Нет, она так не пахнет! Да что же это? Неужели газ? Очень похоже!

А запах тем временем проявлял себя всё отчётливее. Казалось, что он вырывается наружу где-то совсем рядом и постепенно заполняет пути сортировочного парка…

Антон раздумывал буквально несколько секунд. Потом появилась отчётливая мысль: немедленно сообщить о запахе дежурной по горке. Дальше информация о происшествии поступила дежурной по станции, а она, в свою очередь, проинформировала о резком запахе газа сотрудников МЧС и службу газа.

До приезда специалистов все работы на горке были остановлены. Антон вспоминает:

– Я тем временем нашёл источник запаха. Рядом с горкой проходит газопровод, там есть вентиль. Оттуда, как мне показалось, и шло распространение газа. Мне даже показалось, что я вижу, как газ вырывается из-под вентиля.

Конечно, машинист понимал, что с газом шутки плохи. Его выброс чреват самыми негативными последствиями. Заполнит газ сортировочную площадку, выскочит искра – будет большая беда. А ведь здесь работают множество людей, на путях стоят десятки вагонов с дорогостоящим грузом.

– К счастью, мы недолго ждали «тревожную» группу. На место практически мгновенно прибыли и сотрудники МЧС, и газовики. Они быстро разобрались в ситуации и перекрыли газ. А внезапно появившийся ветер рассеял остатки запаха. Работа сортировочной горки восстановилась, – рассказывает Антон.

Позже он признался: действовать решительно его подтолкнула память о нескольких страшных трагедиях. Достаточно привести в пример железнодорожную катастрофу под Уфой – крупнейшую в истории России и СССР. Она произошла 30 лет назад, в ночь на 4 июня 1989 года под Уфой. Тогда запах газа первым почувствовал машинист поезда Новосибирск – Адлер. Облако лёгких углеводородов образовалось в результате аварии на проходившем рядом с дорогой трубопроводе Сибирь – Урал – Поволжье. К сожалению, когда сообщение машиниста поступило дежурному по соседней станции, было уже поздно. Произошёл взрыв. Погибли 575 человек. Должен сказать, автор этих строк побывал непосредственно на месте катастрофы буквально через сутки после взрыва – в составе группы журналистов. Мне удалось задать несколько вопросов тогдашнему министру путей сообщения Николаю Конареву. Он подчеркнул, что железнодорожники, в первую очередь проводники вагонов, спасли жизни десятков пассажиров из двух встречных поездов.

– Если бы не героизм железнодорожников, жертв было бы больше, – сказал тогда министр. – Они буквально выталкивали пассажиров из горящих вагонов, порой ценой собственной жизни.

Большая беда могла произойти и на горке станции Курган, если бы не бдительность машиниста Антона Иванова. Даже не хочу представлять, что случилось бы в формировочном парке, не обрати машинист внимание на запах и не прими необходимые меры. Газ, вырвавшийся из-под вентиля на трубе (трасса ведёт на городскую ТЭЦ), тоже мог собраться в одном месте…

Я до сих пор помню слова машиниста, который выступал перед журналистами и родственниками пострадавших под Уфой в Доме нефтяников:

– Бдительность и ещё раз бдительность! Предот­вратить такие аварии – это наша общая задача, и равнодушных людей не должно быть.

Его слова были обращены не только к железнодорожникам, но и ко всем гражданам страны. И прозвучавшие недавно взрывы в жилых домах Магнитогорска, Екатеринбурга, Шахты подтверждают слова машиниста. Эти взрывы – следствие проявленного кем-то равнодушия. Эх, если бы вовремя поступил сигнал от граждан, если бы вовремя газовики отключили от системы вырвавшийся наружу газ, беды в этих городах могло бы и не произойти.

Машинист Антон Иванов помнил и об этих случаях. И буквально со слезами на глазах вспоминал о трагедии в Магнитогорске и о том, как из-под обломков рухнувшего дома спасли маленького Ваню.

Рассуждая о технологии работы на формировочной горке, Антон сказал:

– Маневровая работа так же ответственна, как и другая на железной дороге. Она подчинена одной цели – сформировать состав. А для этого надо быть в одной связке с составителями и дежурным по горке, следить за сигналами, исключить возможность ухода вагонов с сортировочных железнодорожных путей. И внимательно следить за тем, что происходит вокруг, причём не только в зоне ответственности магистрали.

При участии Антона Иванова были сформированы десятки составов с различными грузами. Уголь, машины, щебень, зерно, бензин, солярка и другой наполняющий экономику страны груз был вовремя отправлен к месту назначения.

– Каждый груз требует бережного подхода. И, главное, безопасного формирования. Цистерны с бензином распускают, а газовые бочки, автомобили – осаживают. И за каждым таким правилом стоит одна задача: не допустить потери груза, – рассуждает Антон.

Он связал свою жизнь с железной дорогой в начале этого века. В Курганский железнодорожный техникум поступил по совету отца, который, увы, недавно ушёл из жизни.

До армии Антон успел поработать монтёром пути, но затем окончил курсы машинистов в местной технической школе и пришёл-таки в локомотивное депо, выполнив наказ отца. Женат. Любимая супруга понимает особенности его работы и всегда следит за тем, чтобы у Антона была возможность отдохнуть перед очередной сменой, чтобы муж был по-настоящему настроен на труд. В семье Ивановых подрастают двое деток.

– Они – наше счастье! – говорит Антон. – Бывает ли с ними трудно? Наверное. Но нам помогают бабушки.

В ту ночь он, конечно, вспоминал про семью и детей. Он надеется, что, если другой человек когда-нибудь окажется в такой же ситуации, как он, то тоже сделает всё возможное, чтобы предотвратить беду и спасти чьи-то жизни.
Автор: Вячеслав Аванесов