«Секретов у меня нет» Транссиб

«Секретов у меня нет»

Римма Кермас, осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская

Инская железнодорожница подготовила не один десяток вагонников и одной и первых в отрасли удостоена государственного знака отличия «За наставничество»

Осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Инская Римма Кермас давно и прочно входит в число лидеров на магистрали по выявлению дефектов в ходовой части подвижного состава. Эта ипостась её трудовой деятельности отмечена целым рядом государственных, отраслевых и дорожных наград. В конце марта на государственном уровне отмечены заслуги вагонника ещё в одной важной сфере – наставничестве.

Как рождался передовой метод

О Римме Юрьевне написано немало. Но, несмотря на это, каждый раз при общении с ней открываются всё новые и новые грани её феноменального таланта. Одна из которых – умение работать с молодёжью, с теми, кто только приходит на железную дорогу.

Когда-то Кермас сама была в роли начинающего железнодорожника и прекрасно помнит, каково это – впитывать и понимать то, чему учит тебя наставник.

– Меня прикрепили к осмотрщику вагонов Василию Бирюкову, – вспоминает она. – Это был человек с потрясающим умением разложить по полочкам, систематизировать в доступной для новичка форме всё, что знал. А опыт у Василия Ивановича огромный. Не уставая, рассказывал мне о различных дефектах и тут же показывал их на практике. Комфортный в общении был человек и очень спокойный. Мы с ним сразу сработались.

Девушка тогда трудилась смазчиком вагонных букс – сейчас этой профессии нет в силу того, что буксы стали роликовыми. Но уже вскоре, восприняв опыт, которым щедро делился с ней наставник, сдала экзамен на осмотрщика вагонов.

– Можно сказать, отправилась в самостоятельное плавание, которое продолжается до сих пор, вот уже почти 39 лет, – отмечает Римма Юрьевна.

Она создаёт новые, собственные наработки, одной из которых стал прогремевший на всю сеть метод по выявлению трещин в литых деталях тележки и колёсных парах грузовых вагонов с помощью перочинного ножа.

– Этот метод берёт начало ещё с того времени, когда всё подвагонное пространство было принято окрашивать, а на чистоту колёс не обращалось такого пристального внимания, как сейчас, – рассказывает железнодорожница. – Они были замазучены, то есть загрязнены нефтепродуктами, краской и тому подобным. Естественно, в таких условиях визуально разглядеть дефекты на колёсах было сложно. Вначале приходилось ножиком соскребать наслоения, а потом расчищать подозрительные места. Впоследствии оказалось, что нож сам по себе очень удобный для осмотрщика инструмент. В том числе и для выявления трещин.

Передовой опыт Риммы Кермас был представлен в марте 2014 года на международной школе «Применение эффективных методов выявления потенциально опасного вагонного литья в эксплуатации» и заслужил самую высокую оценку.

Навыки Риммы Юрьевны крепли год от года, и вот уже в 1997 году её труд отмечен именными часами министра путей сообщения. В 2004 году она удостоена знака «Почётный железнодорожник», в 2008 году – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, в 2012 году – знака «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет». Наконец, в этом году, одной из первых в отрасли, стала кавалером новой государственной награды – знака отличия «За наставничество».

«Случайные люди моментально отсеиваются»

В Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, к которой относится и вагонное хозяйство, системе наставничества уделяется огромное внимание. Руководство прилагает все силы для того, чтобы система развивалась, чтобы молодые кадры на время стажировки закреплялись за самыми опытными и достойными. Такими, как Римма Кермас. Инская железнодорожница уже давно выступает в роли наставника. А в прошлом году участвовала в первом всероссийском форуме «Наставник–2018». В Москве собрались несколько тысяч человек, чтобы поделиться ценным опытом, научиться новым методикам.

– Тех, кого я в своё время учила, было очень много, не сосчитать. Случайные люди моментально отсеиваются. Остаются лишь те, у кого есть желание работать именно по специальности осмотрщика вагонов, – говорит кавалер государственной награды. – Может, в отношении своих учеников я в какой-то степени излишне строга, но как ещё человека научить? Чтобы он понял, где находится, что делает. А самое главное – что на железной дороге во главу угла ставится безопасность движения и охрана труда. Каких-то особых секретов, которые мне приписывают, в том числе и журналисты, у меня нет. Надо лишь добросовестно относиться к своей работе и быть внимательным.

Экзамен для наставника

– Стажировалась у Риммы Юрьевны в прошлом году, после окончания Омского госуниверситета путей сообщения, – рассказывает специалист отдела кадров эксплуатационного вагонного депо Инская Джульетта Малюга. – На первой смене устроила мне самый настоящий экзамен: сразу стала спрашивать, как называется та или иная деталь, для чего она служит. Это справедливо – наставник должен знать уровень знаний своего ученика. Отвечала я хорошо – у меня диплом с отличием, и отношения с Риммой Юрьевной сразу сложились. Работать с ней было легко – она подробно всё объясняет. Рассказывает о том, чего нам не преподавали в вузе. При мне находила немало трещин в ходовой части вагонов.

Между прочим, последний из выявленных дефектов Римма Кермас обнаружила 26 января текущего года. Дефект редчайший и один из самых сложных в обнаружении – трещина в оси колёсной пары.

– При осмотре я всегда обращаю внимание на возраст колеса, – делится подробностями осмотрщик вагонов. – В данном случае колесо было выпущено, судя по маркировке, в 1975 году. К таким «динозаврам» отношусь весьма внимательно, и это помогло мне выявить неисправность.

– Благодаря своему опыту она знает, как взглянуть на вагон и куда смотреть, – говорит Юрий Башкатов, мастер парка «Зело», непосредственный руководитель Кермас. – Кстати, в каждой нашей смене работают женщины-осмотрщики, и все они стажировались у Риммы Юрьевны.

– Это настоящий кладезь ценнейшей информации. Естественно, требует от ученика отдачи, обратной связи, активных действий. Пусть вначале эти действия не всегда будут верными, она обязательно поможет, поправит, – отмечает осмотрщик вагонов Екатерина Астанина.

– Перевелась в 2014 году со станции Новокузнецк-Северный сюда, на Инскую, – рассказывает осмотр-
щик вагонов Мария Черепанова. – К тому времени у меня уже был трёхлетний опыт работы в вагонном хозяйстве. Но обнаружению трудновыявляемых дефектов меня научила именно Кермас. Она очень требовательный и справедливый наставник. Если человек не ленится, а демонстрирует свою заинтересованность, то много интересного и полезного может у неё почерпнуть. Мы общаемся с ней до сих пор, некоторые производственные нюансы обсуждаем, хоть и работаем сейчас в разных сменах.

Автор: Алексей Григорьев