Волжская магистраль

За два часа до рассвета

Александр Кузьмин и Алексей Ананьев, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Муром Горьковской дирекции тяги

Профессионализм локомотивной бригады предотвратил катастрофу

Кузьмин и Ананьев.JPG

Машинист Александр Кузьмин (на фото слева) и помощник машиниста Алексей Ананьев (на фото справа) предотвратили происшествие с поездом.

Грузовой поезд с электровозом ВЛ80с локомотивная бригада приняла в Канаше около полуночи. Опробовали тормоза – и в путь. Дорога предстояла неблизкая. Это самое длинное плечо, по которому машинисты эксплуатационного локомотивного депо Муром водят грузовые поезда: более 450 км от Канаша до подмосковной Вековки.

Говорят, в тёмные предутренние часы у людей, работающих ночью, накапливается усталость и притупляется бдительность.

– У нас такого не бывает, – улыбается Алексей Ананьев.

В начале шестого часа утра поезд, который вели Кузьмин и Ананьев, подходил к небольшой светящейся впереди огнями станции Бобыльская. И оба они явственно ощутили толчок.

– Он не был особенно сильным, – рассказывает помощник машиниста. – Но мы немедленно применили служебное торможение – как это рассказывалось на тех­учёбе. Нет, ни со мной, ни с Александром подобных ситуаций раньше не было. Но это признаки излома рельса.

Вообще-то есть ещё один признак этой опасной неисправности – нестабильные показания светофора. Только здесь этого не было.

Поезд прошёл, сбавляя скорость, несколько сотен метров и замер, войдя головой на станцию и перекрыв переезд.

Бригада тут же сообщила о том, что остановила поезд, дежурному по станции и диспетчеру. А с причиной надо было разбираться – и побыстрее. Александр Кузьмин вышел из кабины и пошёл вдоль состава, ощупывая светом фонарика рельсы.

Под одним из вагонов в середине состава поперёк рельса обозначилась узкая чёрная тень. Излом. Всё было сделано правильно: и то, что они остановили поезд, и то, как они его остановили. Дальше состав двинулся на скорости 5 км/ч, вагон за вагоном преодолевая это место. Опасность, которую выявили, перестала быть опасностью и превратилась в срочную работу для путейцев.

В марте во время техучёбы Александру Кузьмину была вручена благодарность, а Алексею Ананьеву – почётная грамота начальника Горьковской дороги.

– Эти локомотивщики заслужили свои первые награды. Они показали и профессионализм, и ответственное отношение к делу, и бдительность, – говорит заместитель начальника депо Александр Василёнок. – Но вместе они обычно не работают.

– Мой помощник машиниста Сергей Королёв находился тогда на учёбе, и брига­ду из меня и Алексея Ананьева сформировали временно, – рассказывает Александр Кузьмин. Как машинист он обычно водит грузовые поезда, в депо работает уже около полутора десятков лет. А с 2011 года после подготовки ему стали доверять на плече Канаш – Вековка самые сложные поезда – тяжеловесы до 9 тыс. тонн.

Алексей Ананьев в депо пришёл позднее – семь лет назад. И ему тоже поручают самые сложные поезда, но не грузовые, а пассажирские. Три года назад по южному ходу Горьковской магистрали пошли электровозы двойной тяги ЭП20. Они очень удобны для движенцев и позволяют закладывать в Вековке, где по пути на восток постоянный ток меняется на переменный, значительно меньше времени для стоянки – ведь вместо одного электровоза не требуется прицеплять другой. Зато необходим высокий профессио­нализм локомотивной бригады: новый электровоз куда сложнее, чем работавшие тут десятилетиями ЧС4т.

– Плечо, на котором мы ведём поезда, самое длинное в депо для пассажирских поездов – от Вековки до самой Казани. Это 585 км, – говорит Алексей Ананьев. – Часто здесь нам достаётся двухэтажный поезд № 23/24 Москва – Казань. Пассажиров он восхищает. Бывало и такое, что я выходил в Казани из кабины, а ко мне подходили и просили сфотографироваться на телефон.
Автор: Николай Морохин