Опасные дефекты устранены Звезда

Опасные дефекты устранены

Мария Разломенко, осмотрщик вагонов пункта опробования тормозов станции Каменоломни эксплуатационного вагонного депо Батайск

Мария Разломенко в I квартале 2019 года обнаружила в вагонах 27 трудновыявляемых дефектов, многие из которых могли стать причиной крушения поезда

Буквально каждую свою смену Мария Разломенко завершает рапортом о трудновыявляемых дефектах, которые обнаружила за время работы. Смотрим журнал учёта смены приборов воздухораспределителей, где они зафиксированы. Вот, 27 января 2019 года в вагоне 52695061 поезда № 3403 в 4 час. 32 мин. Мария Разломенко обнаружила срыв корончатой гайки триангеля. Такую же неисправность заметила и 10 февраля в вагоне 55237218  поезда № 3403 в 15 час. 23 мин. Вагоны пришлось отцепить от состава для проведения текущего ремонта.

– А что могло произойти, если бы дефект не был замечен? – интересуюсь у Марии.

– Мог выпасть на путь тормозной башмак, который крепится на тележке грузового вагона. Ну а там уж события стали бы развиваться, как говорится, по различным вероятным сценариям, включая и самые неприятные. Например, на башмак наезжает колесо и происходит сход вагона, а дальнейшее даже не хочется себе представлять, – говорит осмотрщик вагонов.

Но и забыть обо всех этих возможных бедах нельзя, именно поэтому она каждый раз старается выявить в вагонах все дефекты и максимально обезопасить поезд, который проследует со станции дальше. Чтобы идти домой со смены с чистой совестью.

Февраль оказался для Разломенко «богат» на выявление случаев замедленного отпуска автотормозов:  неисправность обнаружила 19 числа в вагоне 549942 поезда № 3403, а 20-го – в вагоне 75058404 поезда № 3401. Это могло в случае дальнейшего движения вагонов привести к дефектам поверхности колёсных пар. И если бы только к ним. Тормозная магистраль – сердце поезда. Мария Разломенко, как и многие другие профессионалы, до сих пор помнит страшную трагедию, когда из Лихой отправили грузовой поезд с неисправной тормозной  магистралью, а локомотивная бригада не сумела это выявить при пробном торможении. И потом на уклоне поезд стал неуправляемым:  влетев на станцию Каменская, протаранил несколько вагонов пассажирского Ростов – Москва. Погибли десятки людей.

Она перечисляет мне трудновыявляемые дефекты, которые встречались ей. Среди них неисправность магистральной части воздухораспределителя,  самопроизвольный отпуск автотормозов в составе поезда, трещина надрессорного бруса, трещина боковой рамы. Ничего из этого нельзя пропустить, не заметить. Забыть хоть на миг про свою ответственность.

Кстати, для качественного труда есть у каждого осмотрщика и материальный стимул, ведь чем больше подтверждённых дефектов в подвижном составе ими будет выявлено, тем выше окажется зарплата. К тому же лучшие поощряются премией из средств лимита начальника Северо-Кавказской дороги.  За отличный труд, а в течение 2018 года Мария Разломенко обнаружила 110 трудновыявляемых дефектов, ей было выплачено вознаграждение. Это довольно приличный дополнительный заработок для женщины и помощь семейному бюджету.

Но это не единственное, что заставляет её трудиться с полной самоотдачей. Есть понимание важности своего дела, есть и традиция.

– Я ведь не сразу стала железнодорожником. По первой своей профессии швея-портной, даже несколько лет поработала по этой специальности. Но разве получится уклониться от предначертанного пути! – улыбается Мария.

Железнодорожной династии Разломенко уже почти 100 лет. Муж Марии – Эдуард – вагонный мастер ПТО Каменоломни, начинал здесь осмотрщиком и тоже был лидером по выявленным дефектам. Его родители  – Владимир Иванович и Татьяна Анатольевна тоже трудились осмотрщиками на ПТО Каменоломни и отсюда ушли на заслуженный отдых. Весьма вероятно, что и дети Марии и Эдуарда – Константин и Вероника станут третьим поколением железнодорожников.

Мария Разломенко уверена, что успех у вагонника зависит от его бдительности и внимательности, а ещё, конечно, надо иметь хороший слух и острое зрение.

– Каждый раз, выходя на работу, напоминаю себе, что от меня многое зависит. В смену мы обрабатываем до 50 грузовых вагонов, и каждый из них требует полного внимания. И хотя опыта работы мне уже в принципе достаточно, всё равно периодически перечитываю инструкции и никогда не упускаю возможность поговорить с представителями старшего поколения осмотрщиков, послушать их рассказы о наиболее сложных случаях, почерпнуть полезное из их колоссального опыта, – говорит Мария.

– Наверняка, осваивать профессию вам помогал муж? – интересуюсь у неё.

– Безусловно, ведь на ПТО он – более двух десятков лет. Опыт и знания переняла не только у него, но и у своего напарника, старшего смены Анатолия Кулешова. Многое почерпнула, обучаясь на курсах осмотрщиков в Ростовском техникуме железнодорожного транспорта, – рассказывает Мария Разломенко.

Казалось бы, не совсем женская профессия – осмотрщик вагонов! Но, общаясь с Марией, поняла, что трудности её не смущают, поэтому она окунулась в свою работу с головой.

– Конечно, соглашусь, что куда приятнее было бы сидеть в тепле за швейной  машинкой, чем в снег, дождь, мороз и зной осматривать вагоны. Но я эту профессию полюбила, – признаётся Мария. 

– Этот осмотрщик выполняет свои обязанности добросовестно, досконально знает, какие встречаются неисправности в вагонах. Особое внимание она уделяет тормозному оборудованию и литым деталям тележек. Кстати, на нашем пункте осмотрщиками трудятся только 2 женщины – кроме Марии, ещё Наталья Колпакова. До их уровня ряду мужчин-осмотрщиков необходимо ещё тянуться, а по ответственному подходу к делу многим надо брать с них пример, – считает  вагонный мастер пункта опробования тормозов станции Каменоломни Антон Серебряков. 

– В депо Мария Разломенко трудится с 2009 года. За прошедшее время стала отличным специалистом. Начиная с 2017 года, буквально каждый квартал она показывает достойные результаты, обнаруживая в вагонах трудновыявляемые дефекты, за что в качестве поощрения получает денежное вознаграждение из лимита начальника дороги,  – подчеркнул заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Батайск по кадрам и социальным вопросам Алексей Михальченко.

В семье Разломенко стало уже традицией по вечерам делиться тем, каким был у каждого прошедший день. Дети – Константин и Вероника – хвалятся хорошими оценками в школе, а родители – производственными успехами. У Марии они, как всегда, на высоте.

По итогам трёх месяцев текущего года руководство эксплуатационного вагонного депо Батайск вновь ходатайствует о выплате ей денежного вознаграждения из средств лимита начальника дороги.

...Сегодня она идёт работать в ночную смену. И вновь Мария уверена, что никакие обстоятельства не станут ей помехой, чтобы выполнить свои обязанности, как следует, по совести.
Автор: Елена Трифилюк