Три метра трещин
Михаил Левинский, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо ЧелябинскЧасы показывали примерно половину шестого вечера по местному времени. Короткий мартовский день клонился к закату, но на улице было ещё довольно светло. Рабочая смена осмотрщика-ремонтника ПТО парка «В» чётной системы станции Челябинск-Главный Михаила Левинского подходила к концу. Он двигался привычным маршрутом вдоль грузового состава, скрупулёзно выполняя ту работу, которая предписана регламентом технического обслуживания подвижного состава. Как всегда, присматривался к потенциально опасным местам в вагонах, уделяя особое внимание тем участкам, к которым трудно подобраться. По своему опыту Михаил знал, что именно здесь могут прятаться дефекты и неисправности, которые таят в себе угрозу безопасности движения поездов.
– До конца рабочего дня оставалось примерно полтора часа. Уже накопилась усталость, ведь мы обрабатываем примерно 35 поездов, а это в среднем по 140 вагонов на каждого. Но это не повод, чтобы расслабляться. У нас есть золотое правило: вагон осматривать до последнего и никогда не терять бдительность. Железная дорога полна неприятных сюрпризов, и поэтому надо всегда быть в форме, чтобы не пропустить дефект. Такова специфика нашей профессии, – рассказывает Михаил Левинский.
На седьмой путь подали очередной состав для проведения технического обслуживания. Осмотрщики разделили его, согласно технологии, на несколько равных частей. Михаил начал осмотр своей группы, состоящей из 12 гружёных вагонов. Тщательно обработал одну сторону, а потом приступил ко второму проходу. Подошёл к 45-му вагону с головы, он находился у самой границы его ответственности.
– Сразу обратил внимание на одно из колёс. Помню, мне показалось, что его обод заметно тоньше, чем у остальных. Снял промеры. Так и есть. Всего 37 миллиметров. Мои худшие опасения подтвердились. Этот факт в конечном итоге и послужил главным поводом для того, чтобы провести более детальное обследование колеса. Такая деформация, вполне возможно, могла стать причиной или следствием дефекта, в том числе и такого опасного, как трещина, – продолжает Михаил.
Вагонник сначала тщательно осмотрел наружную сторону диска. Затем чуть ли не каждый сантиметр простучал молотком. Металл отвечал на удары лёгким звоном. Пока ничего подозрительного. Затем Михаил принялся с таким же пристрастием осматривать внутреннюю часть колеса. Для пущей верности включил фонарь и стал лучом водить по диску. И вдруг в его свете увидел едва заметную полоску, поверхность которой поблёскивала свежей металлической пылью. Михаил отметил про себя, что это первый признак того, что начинает развиваться трещина.
– В голову полезли нехорошие мысли: неужели дефект? Достал лупу, металлическую щётку… А когда зачистил подозрительное место, то окончательно утвердился в своих подозрениях. Трещина во всей «красе»! Рядом пятно с краской. Под ним я также обнаружил старую, уже покрывшуюся слоем ржавчины трещину. Вот она-то и стала причиной появления «свежачка». Я далеко не новичок на железной дороге, регулярно нахожу дефекты, в том числе и трещины. Но всякий раз от увиденной картины становится не по себе. Не хочу даже представлять, что может случиться с таким вагоном в пути. Потом приходит состояние удовлетворения и законной гордости от того, что обнаружил самый опасный дефект. Ведь это значит, что проблемный вагон не ушёл на линию. У меня словно гора с плеч. Не зря старался! Вот и в этот раз от хорошо проделанной работы поднялось настроение и усталость как рукой сняло, – говорит Михаил.
Он тут же сообщил о находке старшему осмотрщику Денису Горьковому. Тот осмотрел колесо и подтвердил диагноз Михаила, не забыв похвалить за проявленную бдительность, а затем дал команду на отправку вагона в текущий отцепочный ремонт. Там колёсную пару сняли и отвезли на обследование дефектоскопистам. Через несколько дней они вынесли свой окончательный вердикт: диск с трещиной, её длина... 900 миллиметров! Малейший толчок – и быть беде.
– Молодец, Михаил! Ничего не скажешь, отличная работа. Диск с такой трещиной – гарантированный сход. Колесо могло разлететься на куски на первом же стыке. А если встречный поезд? Да ещё пассажирский? – говорит начальник ПТО парка «В» чётной системы Челябинск-Главный Илья Семенко.
Вагон, в котором Левинский нашёл трещину, проходил капитальный ремонт в Уральской вагоноремонтной компании в Магнитогорске. Но этот дефект на предприятии не выявили, и подвижной состав выпустили на линию. Только благодаря высокому профессионализму осмотрщика-ремонтника удалось избежать серьёзных последствий. Начальник УВК Виктор Боднар лично приехал на ПТО, поблагодарил Михаила за добросовестное отношение к делу и вручил бдительному вагоннику Почётную грамоту и денежную премию.
Михаилу Левинскому 33 года. Окончил железнодорожный лицей. Получил специальность помощника машиниста, но предпочёл реализоваться в качестве осмотрщика-ремонтника грузовых вагонов. В эксплуатационное вагонное депо Челябинск устроился двенадцать лет назад. Прошёл обучение в дортехшколе.
– Очень старательный и ответственный вагонник, трудится с большим желанием, строго соблюдает технологию. По праву считается одним из лучших работников в нашем коллективе. Всегда в полной готовности, и это позволяет ему регулярно находить различные неисправности и опасные дефекты. Михаил, несмотря на возраст, является опытным наставником. Когда приходит молодёжь, то по возможности стараемся отправить на стажировку к Левинскому. В прошлом году подготовил троих осмотрщиков-ремонтников, которые уже показывают неплохие результаты, – продолжает Илья Семенко.
Начальник ПТО отметил ещё одну важную профессиональную черту Михаила. Руководство депо постоянно привлекает осмотрщика в качестве преподавателя для проведения технических занятий. Он рассказывает коллегам, как находить трещины. Михаил по этой части стал настоящим специалистом. Выявляет их в автосцепке, боковине, в тормозной магистрали и даже в поясах крепления котлов цистерн. Но его конёк – трещины в колёсах. Только за последнее время он нашёл несколько таких дефектов. Например, в феврале ему попалась очередная трещина в колесе длиной...1100 миллиметров. Если взять и вытянуть все обнаруженные им трещины в одну прямую линию, то получится примерно три метра!
– У меня нет каких-то особых секретов и методик для их выявления. Все характерные признаки, которые могут привести к подобному дефекту в колесе, давно прописаны в инструкции: тонкий обод, ползуны, выщербленность, неравномерный прокат и тому подобное. Правда, появились и свои наработки. Так, однажды я обнаружил две трещины, которые зародились непосредственно в самом клейме завода-изготовителя! И такое бывает. Конечно, кроме прочных знаний, надо обладать ещё и своеобразным чутьём на дефекты. Но всё это приходит с годами, – заключает Михаил.