Три метра трещин Призыв

Три метра трещин

Михаил Левинский, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного ­вагонного депо Челябинск

Осмотрщик-ремонтник эксплуатационного ­вагонного депо Челябинск Михаил Левинский на внутренней стороне колеса грузового вагона обнаружил трещину длиной... 900 миллиметров

Часы показывали примерно половину шестого вечера по местному времени. Короткий мартовский день клонился к закату, но на улице было ещё довольно светло. Рабочая смена осмотрщика-ремонтника ПТО парка «В» чётной системы станции Челябинск-Главный Михаила Левинского подходила к концу. Он двигался привычным маршрутом вдоль грузового состава, скрупулёзно выполняя ту работу, которая предписана регламентом технического обслуживания подвижного состава. Как всегда, присматривался к потенциально опасным местам в вагонах, уделяя особое внимание тем участкам, к которым трудно подобраться. По своему опыту Михаил знал, что именно здесь могут прятаться дефекты и неисправности, которые таят в себе угрозу безопасности движения поездов.

– До конца рабочего дня оставалось примерно полтора часа. Уже накопилась усталость, ведь мы обрабатываем примерно 35 поездов, а это в среднем по 140 вагонов на каждого. Но это не повод, чтобы расслабляться. У нас есть золотое правило: вагон осматривать до последнего и никогда не терять бдительность. Железная дорога полна неприятных сюрпризов, и поэтому надо всегда быть в форме, чтобы не пропустить дефект. Такова специфика нашей профессии, – рассказывает Михаил Левинский.

На седьмой путь подали очередной состав для проведения технического обслуживания. Осмотр­щики разделили его, согласно технологии, на несколько равных частей. Михаил начал осмотр своей группы, состоящей из 12 гружёных вагонов. Тщательно обработал одну сторону, а потом приступил ко второму проходу. Подошёл к 45-му вагону с головы, он находился у самой границы его ответственности.

– Сразу обратил внимание на одно из колёс. Помню, мне показалось, что его обод заметно тоньше, чем у остальных. Снял промеры. Так и есть. Всего 37 миллиметров. Мои худшие опасения подтвердились. Этот факт в конечном итоге и послужил главным поводом для того, чтобы провести более детальное обследование колеса. Такая деформация, вполне возможно, могла стать причиной или следствием дефекта, в том числе и такого опасного, как трещина, – продолжает Михаил.

Вагонник сначала тщательно осмотрел наружную сторону диска. Затем чуть ли не каждый сантиметр простучал молотком. Металл отвечал на удары лёгким звоном. Пока ничего подозрительного. Затем Михаил принялся с таким же пристрастием осматривать внутреннюю часть колеса. Для пущей верности включил фонарь и стал лучом водить по диску. И вдруг в его свете увидел едва заметную полоску, поверхность которой поблёскивала свежей металлической пылью. Михаил отметил про себя, что это первый признак того, что начинает развиваться трещина.

– В голову полезли нехорошие мысли: неужели дефект? Достал лупу, металлическую щётку… А когда зачистил подозрительное место, то окончательно утвердился в своих подозрениях. Трещина во всей «красе»! Рядом пятно с краской. Под ним я также обнаружил старую, уже покрывшуюся слоем ржавчины трещину. Вот она-то и стала причиной появления «свежачка». Я далеко не новичок на железной дороге, регулярно нахожу дефекты, в том числе и трещины. Но всякий раз от увиденной картины становится не по себе. Не хочу даже представлять, что может случиться с таким вагоном в пути. Потом приходит состояние удовлетворения и законной гордости от того, что обнаружил самый опасный дефект. Ведь это значит, что проблемный вагон не ушёл на линию. У меня словно гора с плеч. Не зря старался! Вот и в этот раз от хорошо проделанной работы поднялось настроение и усталость как рукой сняло, – говорит Михаил.

Он тут же сообщил о находке старшему осмотрщику Денису Горьковому. Тот осмотрел колесо и подтвердил диагноз Михаила, не забыв похвалить за проявленную бдительность, а затем дал команду на отправку вагона в текущий отцепочный ремонт. Там колёсную пару сняли и отвезли на обследование дефектоскопистам. Через несколько дней они вынесли свой окончательный вердикт: диск с трещиной, её длина... 900 миллиметров! Малейший толчок – и быть беде.

– Молодец, Михаил! Ничего не скажешь, отличная работа. Диск с такой трещиной – гарантированный сход. Колесо могло разлететься на куски на первом же стыке. А если встречный поезд? Да ещё пассажирский? – говорит начальник ПТО парка «В» чётной системы Челябинск-Главный Илья Семенко.

Вагон, в котором Левинский нашёл трещину, проходил капитальный ремонт в Уральской вагоноремонтной компании в Магнитогорске. Но этот дефект на предприятии не выявили, и подвижной состав выпустили на линию. Только благодаря высокому профессионализму осмотрщика-ремонтника удалось избежать серьёзных последствий. Начальник УВК Виктор Боднар лично приехал на ПТО, поблагодарил Михаила за добросовестное отношение к делу и вручил бдительному вагоннику Почётную грамоту и денежную премию.

Михаилу Левинскому 33 года. Окончил железнодорожный лицей. Получил специальность помощника машиниста, но предпочёл реализоваться в качестве осмотрщика-ремонтника грузовых вагонов. В эксплуатационное вагонное депо Челябинск устроился двенадцать лет назад. Прошёл обучение в дортехшколе.

– Очень старательный и ответственный вагонник, трудится с большим желанием, строго соблюдает технологию. По праву считается одним из лучших работников в нашем коллективе. Всегда в полной готовности, и это позволяет ему регулярно находить различные неисправности и опасные дефекты. Михаил, несмотря на возраст, является опытным наставником. Когда приходит молодёжь, то по возможности стараемся отправить на стажировку к Левинскому. В прошлом году подготовил троих осмотрщиков-ремонтников, которые уже показывают неплохие результаты, – продолжает Илья Семенко.

Начальник ПТО отметил ещё одну важную профессиональную черту Михаила. Руководство депо постоянно привлекает осмотрщика в качестве преподавателя для проведения технических занятий. Он рассказывает коллегам, как находить трещины. Михаил по этой части стал настоящим специалистом. Выявляет их в автосцепке, боковине, в тормозной магистрали и даже в поясах крепления котлов цистерн. Но его конёк – трещины в колёсах. Только за последнее время он нашёл несколько таких дефектов. Например, в феврале ему попалась очередная трещина в колесе длиной...1100 миллиметров. Если взять и вытянуть все обнаруженные им трещины в одну прямую линию, то получится примерно три метра!

– У меня нет каких-то особых секретов и методик для их выявления. Все характерные признаки, которые могут привести к подобному дефекту в колесе, давно прописаны в инструкции: тонкий обод, ползуны, выщербленность, неравномерный прокат и тому подобное. Правда, появились и свои наработки. Так, однажды я обнаружил две трещины, которые зародились непосредственно в самом клейме завода-изготовителя! И такое бывает. Конечно, кроме прочных знаний, надо обладать ещё и своеобразным чутьём на дефекты. Но всё это приходит с годами, – заключает Михаил.
Автор: Вячеслав Чеботько