Удачный манёвр Транссиб

Удачный манёвр

Денис Степанченко, составитель поездов станции Заринская

Алтайский железнодорожник обнаружил трещину, которую невозможно выявить средствами дефектоскопии

Составитель поездов станции Заринская Денис Степанченко обнаружил опасный дефект крестовины стрелочного перевода. Неисправность в любой момент могла привести к крушению.

Неслучайная случайная находка

Как рассказал железнодорожник, была середина смены, когда дежурный по станции дал команду переставить вагоны. Работы шли своим чередом, не нарушая привычного ритма подразделения. Остановив в очередной раз состав перед светофором, составитель поездов ожидал, когда загорится маневровый сигнал. Но прежде нужно было пропустить вперёд тепловоз с прицепленными сзади вагонами. Стоя на подножке, Денис Константинович обратил внимание на стрелочный перевод: под тяжестью многотонной техники крестовина динамично проседала.

– Мне стало интересно, почему так происходит – откуда такое движение, нехарактерное для крестовины стрелки? Когда поезд прошёл, я подошёл и осмотрел это место. Оказалось, что под рельсом по всей подошве крестовины проходит трещина, а сама крестовина держится только на одной головке рельса, – описывает увиденное работник магистрали. – Я сразу же сообщил дежурному по станции, что обнаружил остродефектный рельс. Сначала дали ограничение скорости на этом участке, а потом вообще закрыли для движения, чтобы устранить неисправность. А я, в свою очередь, продолжил маневровые работы.

Работники Заринского узла не могут припомнить случаев такого масштаба. Железнодорожники регулярно осматривают инфраструктуру, но этот дефект оказался не так прост. Заместитель начальника станции Заринская по оперативной работе Виктор Карапоткин подчеркнул, что эту трещину нельзя было выявить средствами дефектоскопии. Но и визуально определить такой дефект практически невозможно, ведь он находится как бы внутри крестовины.

– Такую трещину нельзя увидеть вот так запросто с высоты человеческого роста. Её можно обнаружить, присев рядом и глядя именно на это место, то есть уже предполагая, что здесь произошёл излом. Только увидев, что крестовина прогибается, именно за счёт люфта, я смог найти этот дефект, – пояснил Денис Степанченко.

Рассказывая об этом происшествии, составитель поездов размышляет о возможных последствиях. Масштабы крушения, которое мог вызвать лопнувший рельс, сложно переоценить. По стрелке проходит не только порожняк. На неё регулярно воздействуют составы, гружённые, например, металлом. Они проносятся мимо станции на скорости 70 км/ч. Но также там проходят и электрички. Остановка движения или гибель людей – исход в любом случае был бы трагичным, если бы коварный дефект, спрятавшийся от человеческих глаз, вовремя не обнаружили.

– Станция у нас немаленькая: здесь множество приёмоотправочных путей и стрелочных переводов, сложная технология работы и большой объём непосредственно маневровой работы, – говорит Виктор Карапоткин. – Поэтому случай, когда человек проявил бдительность и нашёл неисправное устройство, угрожающее безопасности движения, довольно-таки редкий. Тем более речь идёт о ситуации, когда дефект нельзя выявить средствами диагностики, а возможен только визуальный осмотр. Денис Константинович проявил бдительность, свою активную гражданскую позицию, не остался в стороне. В силу своего профессионализма и любопытства выявил дефектную крестовину. Оказавшись в нужное время в нужном месте, он не поленился, произвёл осмотр и показал такой результат.

Развивать и развиваться

Конечно, это не первый дефект, который обнаружил Денис Степанченко. Отработав на железной дороге больше семи лет, составитель поездов приноровился в визуальном контроле путей и вагонов.

– Я осматриваю стрелки, которые пролегают по моему маршруту. Для меня главное, чтобы не было видимых дефектов. Визуально оцениваю проходящие мимо поезда: смотрю, чтобы тормозная систему срабатывала, как положено, – поясняет железнодорожник.

Работник магистрали припомнил случай, когда со станции Смазнёво в сторону Алтайской по нечётному пути прибыл поезд. Наблюдая за вполне привычной картиной, Денис Константинович заметил, что у одного из вагонов в пути сработали тормоза. «Больной вагон», – констатирует он. Связался с дежурным по станции, сообщил номер вагона: «Прибывающий поезд идёт на тормозах, приглашайте вагонников». Когда осмотрщики пришли и стали разбираться с проблемой, оказалось, что произошёл перегрев тормозов, а КТСМ не сработал. Вагон отцепили, отремонтировали и поставили в другой состав.

– Это обыденный случай. Частенько бывает, что вагоны прибывают на тормозах. Всякое возможно, это же железо – может сломаться, – философски замечает составитель поездов.

В то же время Денис Степанченко не из тех людей, кто просто принимает всё, как есть. Руководство станции уже оценило его неравнодушное отношение к работе, умение анализировать и совершенствовать рабочие процессы.

 – Хоть Денис Константинович и не является общественным инспектором по безопасности движения, тем не менее, от него регулярно поступают различные предложения по изменениям в технологии работы, устранению недостатков. Благодаря его наблюдательности и активности, мы выносим на обсуждение спорные вопросы и рассматриваем какие-то нюансы в деятельности станции. В дальнейшем это помогает при планировании, при производстве работ, это полезно в целом для безопасности движения. Постоянно находясь в контакте, я как руководитель цеха движения, вижу, что этот человек радеет за производство, – поделился мнением Виктор Карапоткин.

Как раз сейчас руководство подразделения рассматривает одно из предложений, которое внёс составитель поездов. Оно касается именно маневровой работы и позволит более рационально использовать время.

– У нас есть подъездной путь, где производятся погрузочно-разгрузочные работы. Представьте, что локомотив остановился там, мы отцепили гружёные вагоны, и теперь нужно вывести оттуда локомотив для дальнейших работ. Но на станции нет свободного пути, чтобы его принять. Приходится ждать. Я предложил технологию закрепления вагонов на других путях. Если задумку одобрят, это даст большую экономию во времени: обработка одного подъездного пути – а их там три – позволит сэкономить порядка полутора часов, – объяснил Денис Константинович.

Набравшись за семь лет опыта, изучив тонкости своего дела, составитель поездов станции Заринская с уверенностью говорит, что работа его полностью устраивает. Хороший график, достойная зарплата, бесплатный проезд. Когда ребятишки подрастут, можно будет отправлять их в оздоровительный лагерь или санаторий. «Железная дорога – это стабильность и порядок», – считает он. Но останавливаться на достигнутом Денис Степанченко не намерен. В ближайших планах – получить профильное высшее образование в Сибирском государственном университете путей сообщения. А там уже, как минимум, стать дежурным по станции.
Автор: Дарья Доротова