Укрощение локомотива Волжская магистраль

Укрощение локомотива

Виктор Иванов, машинист первого класса пункта подмены локомотивных бригад Шахунья

На перегоне Иготино-Котельнич остановлен поезд №2290: машинист встречного Виктор Иванов сообщил об искрении в хвосте состава

На перегоне Иготино – Котельнич остановлен поезд № 2290: машинист встречного Виктор Иванов сообщил об искрении в хвосте состава. При осмотре выявлено: у 41-го вагона держал тормоз.

«Да ничего особенного я не сделал!» – эту фразу, наверное, слышит каждый корреспондент «Волжской магистрали», который готовит статью в рубрику «Доска почёта». Герои таких публикаций скромно объясняют: подвига-то никакого и нет, просто они выполняли свою работу.

«Меня тянуло на магистраль»

Согласовать время встречи с Виктором Ивановым, машинистом первого класса пункта подмены локомотивных бригад Шахунья, было делом непростым. Такова уж специфика его работы. Но всё же нам удалось выкроить пару часов для беседы.

– Эх, и печёт сегодня! А в кабине-то сейчас какая жара. Даже открытые окна не спасают, – улыбается Виктор Владимирович. Привыкший ко всем трудностям своей профессии, на такую «мелочь» он уже не обращает внимания. Без электровозов просто не представляет своей жизни. А ведь когда-то давно он и не думал, что так привяжется к железной дороге. Даже в отпуске через пару недель начинает тянуть обратно. Туда, где кажется, что шпалы пахнут креозотом, как в детстве, где составы вытягиваются на десятки метров, где поезда отстукивают колёсами свой особый ритм, и туда, где ждут его железные великаны-электровозы.

– После школы одноклассники позвали поступать в Горьковское профессионально-техническое училище № 1 на помощника машиниста, – вспоминает Виктор Иванов. – А почему бы и нет? Ведь у меня дед и мать работали на узкоколейке. Но в послевоенное время женщинам тяжело было на железной дороге, и она ушла. А в Горьком старший двоюродный брат Евгений тоже на магистрали трудился. Вот, глядя на него, я и решил стать железнодорожником.

Выучившись на помощника машиниста, Иванов вернулся в родную Шахунью и восемь месяцев проработал в локомотивном депо. Потом была армия, после которой Виктор Владимирович на железную дорогу не стал возвращаться. Сейчас он даже и не может сказать – почему. Но признаётся, что всё это время поездки снились по ночам. И через два года он всё же вернулся на магистраль. Сюда его тянуло как магнитом. И дело не только в хорошем заработке. Привлекала романтика: строгость линий железнодорожных путей, пейзажи, смена времён года, рассветы и закаты… Всё это до сих пор вдохновляет машиниста. Возможно, романтическое отношение к своей работе и заставило его взять в руки фотоаппарат. Это увлечение стало неотъемлемой частью его жизни.

Искры в ночи

4 марта. Ночь. Это была командировка в Нижний Новгород. Локомотивная бригада выехала из Лянгасово. На перегоне Иготино – Котельнич Иванов ещё издалека заметил искрение колёсных пар у идущего навстречу поезда. «Что-то неладное: горки здесь нет, так что тормозить поезд не может!» – за долю секунды пронеслось в голове у машиниста.

«Юра, искрит!» – только и сказал Виктор Владимирович своему помощнику. Тот уже отсчитывал вагон, из-под которого вылетали искры. Сам же машинист стал передавать сообщение дежурному по станции об обнаруженной неисправности.

– Скорость у нас была 60 километров, у встречного – примерно такая же. Поезд шёл на подъём. И было понятно, что это не машинист тормозит, а есть какая-то неполадка. Нам уже потом рассказали, что там тормоза держали, причём не у одного вагона, а у нескольких. Больше часа устраняли неисправность, – рассказывает Виктор Иванов и добавляет, что ничего героического они не сделали. Только то, что было необходимо. Чем грозила такая неисправность? Да всякое могло произойти: может быть, и так доехали бы до следующего поста. А может быть и…

Машинист обрывает последнюю фразу и пристально смотрит мне в глаза. Представлять возможные последствия неисправностей совсем не хочется. В таких случаях только бдительность и реакция локомотивной бригады спасают от трагедии. И чёткое следование инструкциям. Наверное, это и есть профессионализм. Его Виктор Иванов не раз доказывал на деле. Почти за 30 лет в кабине локомотива ему приходилось видеть всякое: как летом жара распирала стальную нить магистрали, а зимой она лопалась, как резиновый мяч.

– Это было зимой, минус тридцать градусов. Перед Семёновом – 513 км, седьмой пикет – нам передают, что горит красный светофор. Мы сбавляем скорость до 20 километров, – вспоминает машинист ещё один случай.

А дальше... Характерный звук провалившегося в яму колеса, немедленная остановка и тщательный осмотр. Оказалось, что под составом по сварному шву лопнул рельс. Даже говорить не стоит о масштабе трагедии, случись такое под пассажирским поездом.

И опять Иванов поясняет, что это его работа. Да, сложная, где не каждый может вынести такую нагрузку. Тут нужны особые качества. Выносливость, умение сосредоточиться на поставленной задаче, сильный характер. А ещё уверенность в себе. Да и требования к физическому состоянию – суровые. Зрение должно быть стопроцентным, слух, работа сердечно-сосудистой системы... О вредных привычках даже заикаться не стоит.

– В пассажирском движении на машинистах лежит большая ответственность. Они людей везут. Но и у нас её не меньше. Мы должны довезти груз в сохранности. Однако иногда бывают такие случаи, которые не зависят от локомотивной бригады. К примеру, нагрев буксы. Или опускание триангеля, – рассказывает мой собеседник.

Именно такой случай и произошёл, когда Виктор Иванов работал помощником. Ему тогда лет
25 было. При приближении к переезду перед Иготино речевой информатор сообщил о срабатывании УКСПС, и опять – немедленная остановка. Тогда они вдвоём с машинистом Валерием Бушуевым «увязывали» возникшую проблему. А потом со скоростью
5 километров в час заезжали на станцию.

– Триангель опустился так низко, что мы не просто зацепили бы переезд, а снесли его, – объясняет машинист. – И колёса бы повылетали. В таких ситуациях многое зависит от реакции машиниста – места смятению здесь попросту нет.

Так учил Виктора Иванова его первый машинист. А ещё он говорил: сломался электровоз – посиди, подумай пару минут. А потом начинай устранять неисправность. Все наставления старших коллег он помнит и по сей день. Как и свою первую самостоятельную поездку. Сильно волноваться не пришлось. Опытный помощник и полученные знания не давали волю сомнениям в своих силах. 

– Многие думают: что там делать? Автоматика сама за тебя сделает всё. Но это не так. Машинист должен чувствовать свою машину, – делится секретом Иванов. – Например, на первой пробе тормозов смотришь, какие реакции даёт электровоз, набегает ли хвостовая часть на головную, где необходимо сжать, чтобы состав не дёргался перед торможением. Вот так и приходится укрощать локомотивы.

Дома его всегда ждут

Каждая поездка для Иванова – особенная. Одним из сложных участков, на которые обкатана его локомотивная бригада, Иванов считает Лянгасово – Балезино. Из-за большого количества предупреждений здесь необходимо быть особенно внимательным и собранным.

Расслабиться удаётся только дома. А из-за трудного графика встречи с родными людьми становятся так ценны. Виктор Владимирович всегда знает, что дома его ждут. А жена за все годы семейной жизни ни разу не упрекнула мужа за частые командировки.

– Многое зависит от того, как ты сам к своей работе относишься и поддерживает ли тебя семья, – говорит он. – Мне в этом плане повезло. У меня прекрасная семья, и я благодарен судьбе за это. Супруга меня понимает и во всём поддерживает.

А ещё Ольга Васильевна, жена Виктора Владимировича, готовит прекрасную рыбную запеканку из пойманной мужем рыбы. Кстати, рыбалка – ещё одно увлечение машиниста. И зимой, и летом в выходные дни он вооружается рыболовными снастями. Для Виктора Владимировича это возможность отдохнуть от работы, хоть и столь любимой. И помечтать. О том, что когда-нибудь научит рыбачить своих внуков, собирать грибы и ягоды. 

– В том году брусники было много, да и дикой клубники тоже. Я здесь все ягодные и грибные места знаю.
Автор: Вера Гараева