Внимание и опыт не подвели Забайкальская магистраль

Внимание и опыт не подвели

Вячеслав Кауров, дорожный мастер Петровск-Заводской дистанции пути

Дорожный мастер Петровск-Заводской дистанции пути Вячеслав Кауров выявил неисправность вагона в проходившем мимо поезде

Укрупнённая бригада №1 Петровск-Заводской дистанции пути 12 мая к 20.00 закончила свою работу на 5899-м км. Всю смену путейцы меняли шпалы, производили выправку пути. И вот их дорожный мастер дал команду собирать инструмент и грузиться в машину. Сам же Вячеслав Кауров, как и положено, пошёл осмотреть путь после завершения ремонтных работ.

В этот момент он увидел движущийся навстречу грузовой поезд. Кауров отошёл в сторону, чтобы пропустить состав. Его внимание привлёк странный звук – что-то явно било по рельсам. Он пригляделся внимательнее и заметил, что третий от головы состава вагон словно припадал на одно колесо, подобно хромой лошади. Такое бывает, когда на колесе появляется ползун. А от него, как известно, можно ждать чего угодно, вплоть до схода состава.

Опытный путеец прекрасно это знал, как и то, что навстречу грузовому движется пассажирский поезд. Так и до беды недалеко. Вячеслав Фёдорович без промедления связался со своим коллегой, дорожным мастером линейного участка Андреем Яковлевым, и сообщил о выявленной неисправности. Затем оповестил начальника дистанции Максима Глагольева и диспетчера.

Через 12 минут Андрей Яковлев на 5897-м км сигналами остановил движущийся грузовой состав. Вместе с машинистом поезда внимательно осмотрели подозрительную колёсную пару. Опасения Вячеслава Каурова подтвердились – колесо повредил ползун. В 20.38 перегон был закрыт для движения поездов. Бригада внимательно осмотрела участок, чтобы выяснить, не пострадал ли путь от деформированного колеса. Спустя полтора часа перегон был вновь открыт для движения поездов, а бригада под руководством Вячеслава Каурова вернулась в Петровский Завод.

Вячеслав Федорович четверть века в путевом хозяйстве Забайкальской железной дороги. За этот немалый срок чего только не случалось. Приходилось и людей из колеи перед движущимся поездом вытаскивать. Как вспоминает путеец, однажды он чудом спас парня. Тот стоял в кривой, пропуская движущийся поезд по чётному пути, а в это время по нечётному тоже двигался состав.

– Я успел подскочить к парню и откинуть его на обочину, – вспоминает Вячеслав Кауров. – Тот, конечно, напугался, а когда увидел несущийся с большой скоростью состав, стал благодарить за спасённую жизнь. Столько лет прошло, а он до сих пор при встрече не перестаёт вспоминать этот случай и говорить спасибо. За это время парень женился, у него двое сыновей подрастают. Старший нынче 11-й класс оканчивает...

Три года назад Вячеслав Фёдорович обнаружил на участке повреждённую штангу линии электропередач. Бдительный дорожный мастер и здесь не растерялся – незамедлительно предупредил дежурного по станции, локомотивную бригаду. Движущийся электровоз удалось вовремя остановить. А так бы штанга под высоким напряжением могла обрушиться на лобовое стекло локомотива. Благодаря бдительности путейца удалось избежать возможных неприятных последствий этой неисправности.

Такие бдительные работники – золотой фонд дистанции. На родном предприятии дорожного мастера Каурова ценят руководство и коллеги.

– Надёжный, исполнительный работник, грамотный командир среднего звена. Бригада под его руководством работает стабильно, без нарушений и браков, – отзывается о своём подчинённом начальник Петровск-Заводской дистанции пути Максим Глагольев.

За 25 лет работы Вячеслав Фёдорович крепко прикипел к стальной магистрали. От монтёра пути вырос до дорожного мастера. Всю дистанцию прошагал вдоль и поперёк, знает особенности каждого её перегона. Сегодня он уже не желает судьбы иной. А ведь в молодости и представить себе не мог, что станет железнодорожником! Как и большинство жителей Петровского Завода, свою судьбу он связывал исключительно со старейшим градообразующим предприятием – металлургическим заводом, основанным по указу Екатерины II ещё в 1789 году. Кстати, именно благодаря железоделательному и чугунному заводу даже Транссиб провели южнее, сделав крюк-полупетлю от Верхнеудинска (ныне – Улан-Удэ). Крупнейшее предприятие в районе просуществовало два столетия, поставляя стране сотни тысяч тонн готового проката, стального и чугунного литья. К началу 1940-х годов предприятие добилось рекордных показателей в работе – 66,2 тыс. тонн стали. В военные годы металлурги выпускали сталь, прокат, оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельскохозяйственных машин. А вот в начале 90-х годов крупное металлургическое предприятие постепенно стало приходить в упадок, а вскоре было объявлено банкротом. Тысячи людей лишились работы. Среди безработных заводчан оказался вальцовщик Вячеслав Кауров. По примеру отца, Фёдора Константиновича, мастера прокатного цеха, он после армии пришёл работать на завод. Молодого металлурга пообещали в ближайшем будущем обеспечить благоустроенной квартирой, а также завидными льготами и социальными гарантиями. К тому времени Вячеслав Кауров успел обзавестись семьёй. Вместе с супругой, Мариной, в заботе и любви растили они двух дочек: Викторию и Екатерину. У младшей в три года врачи обнаружили тяжёлую болезнь. Малышка нуждалась в постоянном уходе и дорогостоящем лечении. Пришлось Марине распрощаться с работой и посвятить себя детям. Когда грянул кризис на металлургическом заводе, единственному кормильцу семьи ничего не оставалась, как отправиться на поиск заработка. Спасибо родственнику-железнодорожнику – подсказал устроиться монтёром в дистанцию пути.

– Что и говорить, работа на заводе мне нравилась, – признаётся Вячеслав Фёдорович. – Если бы не перестройка, так и трудился бы в прокатном цехе. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь уже себя не представляю без железнодорожного транспорта.

Бывший металлург стал основателем железнодорожных трудовых традиций в своей семье. По стопам Вячеслава Фёдоровича пошла старшая дочь, Виктория. Сегодня она трудится оператором в дистанции пути. Быть может, и Катя стала бы железнодорожником. Вот только как ни бились врачи и родители, но с тяжёлой болезнью не удалось справиться. Три года назад Екатерины не стало. Семья тяжело переживала утрату родного человека.

Отцовский пример оказался заразителен и для младшего сына, Никиты. В этом году он оканчивает школу, готовится к сдаче единого государственного экзамена. Налегает на точные науки. Этим летом он намерен поступать в Забайкальский институт железнодорожного транспорта, на специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Родители своих детей в профессиональном выборе всегда поддерживали. Вот кто в семье Кауровых о будущей профессии пока ещё не задумывается, так это внучки Вячеслава Фёдоровича – Даша и Соня.

Вячеслав Кауров – пример не только для своих детей, но и для молодых работников дистанции, для которых он уже много лет – мудрый наставник.

– Молодёжь в дистанции трудится исполнительная, – говорит дорожный мастер о своих подопечных. – Ребята работой дорожат, поэтому стараются все мои задания выполнять без нареканий. Работаем дружно, без ругани и ссор, стараемся прийти друг другу на помощь.

Молодёжь с уважением относится к своему наставнику, за глаза ласково называя «батей».

Руководство Петровск-Заводской дистанции пути не оставило без внимания недавний пример бдительности Вячеслава Каурова и обратилось к начальнику Забайкальской дирекции инфраструктуры Павлу Третьяку с ходатайством о поощрении отличившегося работника. Быть может, в скором времени в трудовой книжке Вячеслава Фёдоровича прибавится ещё одна запись – о заслуженной награде.
Автор: Ольга Стракович