За машинистом как за каменной стеной Октябрьская магистраль

За машинистом как за каменной стеной

Михаил Карась, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский (ТЧЭ-8)

Любовь главы семьи к железной дороге положила начало новой династии

За 30 лет работы в кабине локомотива Михаил Карась бывал в разных нестандартных ситуациях, но никогда не терялся и не паниковал перед возникшей проблемой. Привычка быстро реагировать на все встречающиеся препятствия сработала и на этот раз, когда он заметил на путях упавшее дерево.   

Применив экстренное торможение, успел остановить поезд без наезда на препятствие. Сообщил своевременно машинисту встречной электрички. Предпринял всё необходимое, чтобы расчистить путь поезду. Бдительность и оперативные действия машиниста помогли избежать возможных нарушений безопасности движения.

– Мы вели поезд Санкт-Петербург – Бабаево с Ладожского вокзала, и на перегоне Манушкино – Павлово-на-Неве заметили поваленное ветром дерево, – рассказывает Михаил Анатольевич. – Хорошо, что это было не на главном ходу.

Водит он и скорые на Москву. Интенсивность движения поездов с интервалами в 4–5 минут требуют предельной собранности, умения мобилизовать и применить все свои знания для предотвращения опоздания. Чтобы быть в таких случаях во всеоружии, Михаил Анатольевич закончил Санкт-Петербургский государственный университет пу­тей сообщения. В 45 лет.

– Михаил Анатольевич – один лучших наших работников, – говорит заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Санкт-Петербург-Пассажирский-Московского эксплуатационного локомотивного депо Дмитрий Граборенко. – Первостепенное значение он придаёт вопросам безопасности движения поездов, у него отсутствуют браки в работе. Спокойный, выдержанный и отзывчивый, пользуется заслуженным уважением коллег. Является опытным наставником молодёжи – за время работы в депо подготовил к самостоятельной деятельности девять машинистов электровоза.

Прошлый, 2018 год запомнился Михаилу Карасю, как и многим машинистам-пассажирникам Октябрьской дороги, перевозками болельщиков чемпионата мира по футболу. С 15 июня по 15 июля он провёл 20 поездов между Санкт-Петербургом и Москвой, за качественную работу в этот чрезвычайно ответственный для железнодорожников период получил благодарность генерального директора ОАО «РЖД».

– Я люблю свою работу именно за то, что вожу людей, – признаётся Михаил Анатольевич. – Во время чемпионата тоже в полной мере ощущал тот душевный подъём, который испытывали болельщики разных стран. Подходили ко мне фотографироваться на память аргентинцы, бразильцы, мексиканцы. Я и сам заядлый болельщик, жаль, из-за работы не смог побывать на матчах.

В детстве он мечтал стать военным, как отец. Анатолию Карасю было 17, когда началась Великая Отечественная. Он сразу пошёл учиться в школу младшего офицерского состава, после её окончания был направлен для участия в стратегическогй наступательной операции в Маньчжурии в ходе советско-японской войны.

– У отца было много боевых наград, – говорит Михаил Анатольевич. – Довелось ему также в конце 1960-х защищать полуостров Даманский, когда китайцы напали на нашу погранзаставу. Пример отца всегда был перед глазами. Из-за полученных на фронте ранений он рано ушёл из жизни…

Это обстоятельство повлияло и на судьбу Михаила. Чтобы не оставлять в одиночестве мать, после 10-го класса он поступил вместо военного училища в железнодорожное, неподалёку от дома. Путь в профессию начинался на участке Владивосток – Хабаровск, два года ездил на тепловозе помощником. Затем получил права машиниста. Это событие они с другом отмечали в клубе железнодорожников на станции Ружино, где и располагалось первое депо Михаила Карася. Здесь произошла и судьбоносная встреча с будущей женой.

– В этот вечер мы с подругой решили пойти в кино в клуб железнодорожников, – рассказывает Оксана Викторовна. – Но там к нам пристали какие-то хулиганы, и мы в панике искали, кто бы нас мог защитить. Увидели на втором этаже двух приличных, спортивного вида молодых людей, попросили проводить. Так познакомились. Они в этот день как раз получили права машинистов и были очень счастливые. Потом ещё пару раз встречались случайно в городе, на вокзале, и Миша предложил обменяться телефонами. Я тоже закончила железнодорожный техникум, получила электромеханика связи, так что были общие темы. А через год мы поженились.

Тут и мамины наставления сыграли роль. Когда мама узнала о том, что Миша работает машинистом, она его сразу полюбила и отнеслась с большим уважением. Она всегда говорила Оксане: «Девчонки, выйти замуж за машиниста – всё равно, что за генерала!». Мама в молодости работала на железной дороге, на станции Брест-Литовский. Очень престижная была в те времена профессия. Оксана Викторовна считает, что и до сих пор железная дорога остаётся одной из тех областей деятельности, где человек может найти себе достойное применение. Во всяком случае, такой человек, который хочет и может профессионально расти.

– Пример моего мужа это подтверждает, – уверена Оксана Карась. – Он очень быстро осваивал новые рубежи в своей профессии. Сначала ездил на тепловозах, когда электрифицировали участок обслуживания, обучился и освоил электровоз. Работал в грузовом движении, потом перешёл в пассажирское. Конечно, обязательным условием здесь является желание, стремление учиться и узнавать что-то новое, повышать квалификацию. Михаил обладает этим качеством.

Супруга также отмечает готовность Михаила Анатольевича заменить заболевшего коллегу в графике – свои запланированные дела отложит, но ситуацию спасёт.

Есть у Михаила Карася и общественное служение: уже 20 лет он сдаёт кровь, имеет звание «Почётный донор России». Третья положительная группа востребована в российских больницах, и наверное, уже спасла много жизней.

Одиннадцать лет назад Караси переехали с Дальнего Востока в Санкт-Петербург. Непросто, конечно, в середине жизни сорваться с насиженного места, переменить место жительства. Решающим здесь стало будущее сыновей. Мальчиков закаливали и готовили к жизни, как настоящих мужчин. Каждый отпуск ездили с палаткой на побережье Тихого океана. Отец, увлекающийся футболом и бильярдом, привил любовь к спорту. Но ведь главное – профессия, возможность получить образование и найти работу по душе. Всё получается у того, кто настойчиво добивается своей цели. И сегодня старший сын, выпускник ПГУПСа, трудится в Санкт-Петербург–Московском локомотивном депо.

– Авторитет и любовь отца к своей профессии имел большое значение для выбора жизненного пути, – признался Виктор. В составе студенческого производственного отряда «Петербургская ласточка» он работал помощником машиниста на электропоездах «Ласточка», обеспечивал перевозки болельщиков Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. За вклад в подготовку и проведение игр награждён грамотой Президента РФ и памятной медалью. Недавно младшего Карася назначили начальником отдела эксплуатации предприятия. Оксана Викторовна работает бухгалтером в Северо-Западном региональном общем центре обслуживания. Так железная дорога стала семейным делом. Вот, оказывается, что значит – выйти замуж за машиниста.
Автор: Светлана Канаева