Три уровня безопасности
Сергей Журин, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо ЧереповецВ конце минувшего года ему вручили высшую отраслевую награду – Знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». В конце апреля нынешнего года Сергей доказал, что это высокое звание носит по праву.
В семье Сергея никто не имел отношения к стальной магистрали, и он выбрал профессию случайно. Крёстной матерью на этом пути стала библиотекарь. Она внимательно следила за литературными интересами и пристрастиями юного читателя. И, заметив, что мальчик интересуется техникой, предложила прочитать книгу Аркадия Соснина «Машинист». Сергей перечитал её несколько раз и определил раз и навсегда жизненный путь. Как он говорит, зерно упало на подготовленную почву и проросло.
С большой теплотой вспоминает он годы учёбы, преподавателей железнодорожного техникума. Говорит, что раньше не встречал таких влюблённых в своё дело людей и очень хотел быть на них похожим. Уверен, что благодаря им не только освоил профессию, но и осознал громадную ответственность нелёгкого труда железнодорожника.
Более тридцати лет назад он пришёл в локомотивное депо Череповец и попал в атмосферу взаимовыручки, крепкой мужской дружбы.
– С первого дня считаю, что тружусь не просто в коллективе, а в братстве, – говорит Сергей. – Мне сразу дали понять, что я не бесправный новичок, а «наш человек», что так же нужен здесь, как и все, не меньше, чем ветераны.
Это доверие машинист оправдал, ни разу не подвёл товарищей, а с годами стал одним из лучших работников депо, равняться теперь стали и на него. Недавний случай подтвердил его статус.
На станции Коноша локомотивная бригада под руководством Сергея Журина приняла пассажирский поезд – состав из 12 вагонов. Поезд следовал по маршруту Архангельск – Санкт-Петербург. Всё шло в штатном режиме, но на участке Вологда – Череповец, на перегоне Кипелово – Кущуба, увидели, что проходной светофор на перегоне запрещает движение. Машинист остановил электровоз, связался с диспетчером. Тот, проверив, сообщил, что идущий впереди грузовой состав давно удалился на безопасное расстояние, и разрешил движение. Тронулись с положенной в таких случаях скоростью – чуть более 10 км/ч. Однако приборы безопасности локомотива стали подавать сигналы, предупреждающие, что возможна неисправность рельсовой цепи, но через некоторое время опять загорелись зелёным, показывая, что проблемный участок пройден.
Сергей Журин остановил состав и вышел из кабины локомотива. Как положено по инструкции, машинист внимательно осмотрел рельсы и под третьим вагоном обнаружил поперечный излом на правой нитке. Небольшой, в несколько миллиметров, почти не видный, но достаточный для того, чтобы разъединилась электрическая цепь. Последствия таких дефектов непредсказуемы. Состав может миновать его благополучно на полной скорости, а может и под откос пойти.
Сергей сообщил об изломе диспетчеру, тот вызвал на место события дорожного мастера, который осмотрел дефектный рельс и дал добро на продолжение движения с предельной, конечно, осторожностью. Со скоростью 5 км/ч состав прошёл опасный участок. Задержка составила полчаса, но в Череповец поезд пришёл, сократив опоздание, насколько это было возможно, а пассажиры так и остались в неведении, от какой потенциальной опасности их избавил профессионализм машиниста.
За всё время, что водит поезда Сергей Журин, он не раз бывал в нештатных ситуациях и всегда выходил из них без потерь. Но, признаётся, с подобной столкнулся впервые.
– Мы готовы к любым неожиданностям, – говорит он. – Тем более что безопасность движения надёжно защищена на трёх уровнях: сигналы – на пути, приборы – в локомотиве и глаза машиниста.