На стремнине движения и судеб Восточно-Сибирский путь

На стремнине движения и судеб

Татьяна Самсонова, дежурная по переезду Зиминской дистанции пути

Дежурная по переезду удержала человека от попытки свести счёты с жизнью, а машиниста – от тяжкой психологической травмы

Самый надёжный оберег магистрали – знания и ответственность тех, кто на ней работает.

На своём рабочем пути Татьяна Самсонова не раз избавляла железную дорогу от рисков. Она стоит на посту охраняемого железнодорожного переезда на 5010-м км Транссибирской магистрали.

По выражению её мужа Андрея, работает она как на вулкане. Получая из первых рук информацию о том, какая здесь бывает накалённая обстановка, он давно не может взять в толк, за что Татьяна так любит свою работу.

– Опять подпортили настроение? – задал он ей вопрос однажды после ночного дежурства. Вместо ответа супруга достала клубок ниток и продолжила вязать начатый полгода назад шарфик для дочери.

За все годы, прожитые с Татьяной, Андрей убедился: коль уж она взялась за вязание, значит, лучше с расспросами к ней не приставать.

И действительно, на душе у Татьяны было тягостно. Минувшей ночью, получив сигнал о приближении товарного поезда, она, как положено, выставила ограждения переезда. Вышла на веранду поста встречать состав, который заявил о себе показавшимся вдали дрожащим светлячком. Прошлась взглядом по переезду и примыкающим к нему «рукавам» шоссейки. Слева никого. А вот справа… Что там, справа-то? На участок железнодорожного переезда под наружным освещением вышла девушка.

«И куда, дурёха, тебя одну несёт в такую пору?» – подумала Татьяна.

А через мгновение охнула. Одинокая путница неожиданно сделала резкий поворот в сторону приближающегося светлячка и, спотыкаясь о шпалы, бросилась ему навстречу.

Татьяна среагировала мгновенно.

– Стой! – закричала она.

И метнулась за женщиной.

– Я хоть и не спортсменка, а по шпалам бегаю неплохо, – вспоминала потом дежурная. – Расстояние в двадцать метров, разделявшее нас, пролетела как на крыльях. Нагнала, силой оттащила её к веранде поста. И так – придерживая её – встречала поезд.

Потом, когда миновал последний вагон, она привела рыдающую женщину в чувство. Та, оказывается, с мужем поссорилась.

– Банальная история, – вздохнув, рассказала Татьяна спустя месяц.

По её словам, инцидентов с людьми и их автомобилями на железнодорожном переезде случается немало. Однажды во время её дежурства у проходящего автомобиля «Жигули» вылетела шаровая опора. Автомобиль завалился на бок. Как назло на первом пути.

– Представляете, в это время я получила сообщение о приближении сразу с двух направлений пригородных поездов. Выполнила все положенные в таких ситуациях мероприятия с выставлением ограждений и оповещением о случившемся дежурного по станции и машинистов поездов и, убедившись, что они прекратили движение, тут же бросилась на помощь водителю оттаскивать машину за габарит путей.

По закону подлости в этот момент на переезде не оказалось ни пешеходов, ни машин.

В другой раз Татьяна также приготовилась встречать приближающийся грузовой поезд. В это время на площадку переезда прорывается КамАЗ, проехавший на красный свет и вставший как вкопанный в габарите путей. Промедли она всего мгновение с включением заградительных светофоров – не избежать бы столкновения автомобиля с грузовым тяжеловесом, который уже был настолько близок, что после применённого экстренного торможения остановился всего в полуметре от кабины машины.

– У нас всё решают сантиметры и секунды, – говорит Татьяна, – поэтому свои действия мы оттачиваем до автоматизма – чтобы не допустить лишних движений и суеты при возникновении нештатной ситуации.

Экстремальные ситуации также создают нетрезвые водители и пешеходы, бывает, что на неприятные сюрпризы расщедривается непогода. Однажды бурей нарушило систему электропитания устройств переезда. Сильными порывами ветра оборвало неизолированный электрический провод, который упал вблизи железнодорожной колеи. Закрыв переезд для движения автомобилей, Татьяна Самсонова вызвала энергетиков и всё время, пока они не прибыли для устранения аварии, обеспечивала, как положено в таких случаях, безопасность пешеходов. И выполняла, разумеется, свои обязанности по встрече поездов.

– Переезд это не то место, где можно расслабиться, – не без иронии рассказывает дорожный мастер участка Зиминской дистанции пути Василий Засыпкин. – Как-то приезжаем на звонок Татьяны Николаевны. Рядом с устройством заграждения переезда – автомобильный бампер с номером. Оказывается, в плиту устройства врезался микроавтобус, водитель которого тут же на нём скрылся.

Находится переезд на перегоне Головинская – Хоткор. В течение суток его пересекает более 700 единиц всевозможной техники. Идут колонны. Одиночные фуры. Грузовые и легковые автомобили.

– Насколько сложно здесь работать, я почувствовала в первые дни своего стажёрства, – признаёт Татьяна. – Хотя мне было не привыкать к железной дороге. До того, как стала дежурной по переезду, трудилась монтёром пути Черемховской дистанции. Участвовала во всех видах работ при обслуживании верхнего строения пути. До сих пор помню, что надо делать при ограждении бригад и операторов дефектоскопной тележки на путях, насколько тяжело бывает при очистке ото льда стрелочных переводов и при снегоборьбе, какие усилия приходится прикладывать при смазывании резьбы закладных болтов, прополке растительности…

Но о работе на железной дороге мечтала с детства. Транссибирская магистраль у её родной деревеньки Корховская под боком. Часто выходила к магистрали поглазеть на проходящие мимо поезда.    

– Очень довольна, что мечта сбылась, – не скрывает она.

Свои обязанности выполняет легко и безупречно. И часто за это благодарит свою наставницу Ирину Альгердовну Кашкарову – это она, по отзывам Татьяны, передала ей весь свой багаж опыта и знаний.

Сегодня Татьяна Николаевна сама наставник. Обучила трёх стажёров, которые стали её сменщицами. Работают Марина Пьянкова, Алёна Пасечная и Антонина Самсонова тоже здорово. Но бывает, что звонят своему учителю, – это если ситуация совсем уж из ряда вон.

Недавно Татьяна снова показала пример бдительности, о котором можно узнать из Книги приёма и сдачи дежурств. В этот раз дело было в ясный солнечный день. Вышла встречать поезд. А солнце сместилось так, что слепило глаза. Выбрала такую позицию, чтобы его лучи как можно меньше мешали осмотру состава.

Предосторожность оказалась кстати: когда мимо неё проходила середина состава, увидела разлетающуюся в щепки деревянную планку устройства для обнаружения нижнего негабарита в составе поезда. А это явный признак того, что за каким-то вагоном волочится какой-то предмет.

Как и положено, среагировала мгновенно: отправила информацию машинисту поезда и дежурному по станции Головинская. Сразу же после остановки состава обнаружился и предмет, разбивший планку. Им оказался изломанный триангель вагона, который мог спровоцировать серьёзную аварию. Мог, да не смог – по той простой причине, что на посту была она, дежурная по переезду Татьяна Самсонова.
Автор: Александр Иванов