Безошибочные действия Звезда

Безошибочные действия

Виктор Шкуропат, машинист электропоезда «Ласточка» Южной дирекции скоростного сообщения

Машинист электропоезда «Ласточка» Южной дирекции скоростного сообщения Виктор Шкуропат не только предотвратил крушение поезда, но и помог поездному диспетчеру правильно организовать движение

Вспоминая события того дня, Виктор уверен, что всё разрешилось хорошо благодаря сочетанию профессионализма и везения.

Дело было в конце апреля. Близился вечер. Погода стояла тёплая и солнечная. Поезд № 814 сообщением Адлер – Майкоп только отправился с вокзала Сочи, двигаясь в сторону Дагомыса. До ближайшей станции было ещё далеко, когда сработал речевой информатор скально-обвальной сигнализации – двигаться дальше нельзя, впереди обвал. Получив предупреждение, Виктор незамедлительно принял решение произвести экстренную остановку и связаться с поездным диспетчером. Ситуация осложнялась тем, что поезд находился в сильной кривой, и определить по внешним признакам сход селя заблаговременно было сложно.

Остановив «Ласточку», машинист поручил помощнику Максиму Дементьеву осмотреть путь. Спустившись с поезда и пройдя вперёд около 100 метров, Максим увидел впечатляющую картину: огромная масса горной породы лежала на железнодорожном пути. Толстые корни большого дерева, словно корона, венчали верхушку песчано-каменистой насыпи. Максим Дементьев дололжил об этом машинисту.

– Я понял, что нам просто очень повезло. Ведь вся эта масса могла обрушиться на наш поезд, на любой из пяти вагонов, спровоцировав крушение подвижного состава. А там ничего не подозревающие люди, которых ждали дома их семьи. Я сразу подумал и о отправившемся перед нами из Сочи поезде Адлер – Краснодар. Интервал в нашем движении составлял 7 минут. И они успели проскочить этот участок до схода селя. Очень ограниченное время, в которое уложились судьбы десятков и сотен людей. В такие минуты понимаешь, насколько в жизни всё относительно и условно, и как-то совсем по-другому, наверное, с большим трепетом начинаешь воспринимать жизнь в любом её проявлении, – поделился своими размышлениями машинист.  

Важную роль в этой нестандартной ситуации, по мнению Виктора, сыграл и речевой информатор. Именно благодаря вовремя сработавшей автоматике локомотивная бригада была своевременно предупреждена об опасности. Есть надежда, что и без этого, выехав из кривой и обнаружив заваленный землёю путь, машинист смог бы экстренно остановить подвижной состав, но риски были бы несоизмеримо выше. 

Несмотря на сильный сель, завален был только тот железнодорожный путь, который вёл на север, второй путь, по которому в обычной ситуации осуществляется движение на юг, был свободен, и при определённой осторожности по нему можно было двигаться.

Виктор Шкуропат снова связался с поездным диспетчером, доложил ситуацию. Было принято решение вести движение всех поездов по оставшемуся свободным пути. Следуя инструкциям диспетчера, машинист поменял кабину электропоезда, опробовал тормоза и бригада отправилась в обратном направлении. Заехав за сигнал путевого поста 1956-й км, машинист и помощник снова сменили кабину, опробовали тормоза и пропустив все поезда, которые в нормальной ситуации должны были следовать за ними (4 пассажирских дальнего следования), отправились в северном направлении.

Благодаря оперативному реагированию и чёткой слаженной работе машиниста «Ласточки» №814 и поездного диспетчера, выполненной в соответствии со всеми инструкциями, удалось избежать заезда других поездов на второй путь и создания труднопреодолимого затора.  Диспетчеру удалось решить эту ситуацию, не выбивая из графика движения другие поезда.

– Получив информацию от меня и указания от поездного диспетчера, все в след идущие поезда не стали заезжать на заваленный впереди путь, а пропускались по свободному. Так что задержки в их движении почти не было. А мы простояли 51 минуту. Но пропустив пассажирские поезда, уже в дороге мы немного нагнали потерянное время. В Туапсе прибыли с опозданием в 30 минут. Насколько я знаю, сменившая нас бригада привела поезд на станцию назначения, в Майкоп, с задержкой всего на 5 минут, – говорит Виктор.

Нельзя не сказать и о реакции пассажиров «Ласточки». Машинист вспоминает, что перед обвалом остановились резко и не по плану, что уже насторожило народ. Увидев его, бегущего через вагоны в другую кабину, пассажиры немного заволновались. Но прояснив ситуацию, локомотивной бригаде удалось достаточно быстро успокоить людей. Паники в вагонах поезда не было. Многие мужчины предлагали помочь. Машинист улыбается: своими силами мы, конечно, завал не разобрали бы! Но приятно, когда люди проявляют понимание. 

В районе 21.00 Виктор Шкуропат и Максим Дементьев привели электропоезд № 814 на вокзал Туапсе. Виктор уверен, что в любой ситуации главное действовать по инструкции. За 13 лет работы в движении машинист сталкивался с разными трудностями, но знания и самообладание выручали его всегда.

По мнению машиниста-инструктора Туапсинской колонны № 1 Константина Забегаева, Виктор Шкуропат – грамотный и ответственный работник. За 6 лет работы в ЮДОСС он проявил себя только с самой лучшей стороны, как профессионал, член коллектива и хороший товарищ. Во время этого чрезвычайного события именно его знания, навыки и опыт помогли решить ситуацию с минимальными потерями. 

Всего Виктор водит поезда уже 13 лет. Его родители – железнодорожники с большим стажем, оба уже на пенсии. Лидия Николаевна более 25 лет проработала в кадровом отделе эксплуатационного локомотивного депо Туапсе. Пётр Викторович многие годы трудился в Туапсинской дистанции гражданских сооружений. Да и жила семья практически рядом с депо, с железной дорогой.

– Большое впечатление на меня, когда я был ещё совсем мальчишкой, производила железнодорожная форма машинистов. До сих пор считаю, что это очень красиво. А тогда, глядя на спешащие на смену локомотивные бригады, я точно для себя решил, что тоже когда-нибудь надену этот шикарный костюм. Так и вышло, – улыбается Виктор Шкуропат.
Автор: Юлия Сухарева