В зоне опасности и... красоты Московский железнодорожник

В зоне опасности и... красоты

Алла Кулакова, дежурная по переезду 530 км Курской дистанции пути

Маленький подвиг дежурной по переезду помог избежать большой трагедии

Профессионализм и бдительность дежурной по переезду 530 км Курской дистанции пути Аллы Кулаковой помогли избежать ЧП с грузовым поездом № 4881. Состав следовал с неисправным вагоном, но благодаря оперативным действиям железнодорожницы был остановлен на перегоне Свобода – Курск. Этот поступок не остался незамеченным руководством Московской дирекции инфраструктуры. Аллу Алексеевну наградят знаком «За безопасность движения на Московской железной дороге».

Как и у большинства железнодорожников, жизнь Аллы Кулаковой подчинена ритму стальной магистрали. 12-часовой рабочий день, день отдыха и снова смена – к ночным бдениям на посту дежурная по переезду тоже привыкла давно. В профессии с 2001 года, до этого времени трудилась монтёром пути. Это сейчас женщина с костылём в руках вызывает изумление, а в 90-е годы дамы-путейцы не были редким явлением.

– Мне нравилось работать монтёром пути, – вспоминает железнодорожница. – Возможно, оттого, что мужчины-коллеги нас всегда оберегали, к трудоёмкой работе не допускали. Рельсы, шпалы меняли они, на «окнах» мы чаще сигналистами стояли. Ну а в снегоборьбу, когда заметёт, все равны были. Пути и стрелки чистить надо? Надо. Да и быстро. Порой домой приходила без ног. Уставала. В начале нулевых всех женщин на железной дороге стали переводить на лёгкий труд, мне предложили должность дежурной по переезду. Куда я от родной дистанции! Согласилась, не раздумывая.

Переезд, на котором трудится Алла Кулакова вот уже 18-й год, считается самым напряжённым в дистанции (в общей сложности на полигоне Курской дистанции пути расположено 10 охраняемых переездов). Он находится в пригороде Курска, рядом дачные товарищества, его постоянно пересекают автобусы с пассажирами, трафик – почти 10 тыс. машин ежесуточно. Так что бдительности дежурному нельзя терять ни на секунду.

– Переезд – это зона повышенной опасности. Здесь проходят не только грузовые поезда, но и пассажирские, в том числе скоростные «Ласточки». А водители, они ведь, знаете, какие встречаются! Есть те, кто правил не нарушает, но и такие, кто вечно спешит. Бывает, транспорт глохнет прямо на переезде. Но к подобным ситуациям мы готовы, срываем пломбу заградительной сигнализации. Тут же загорается красный сигнал, опускается шлагбаум, срабатывает противотаранное устройство. Алгоритм действий в экстренных случаях у нас, дежурных по переезду Курской дистанции пути, отработан настолько чётко, что меня даже ночью разбуди – всё расскажу. Это благодаря техзанятиям, которые с нами проводятся регулярно. Экзамены даже лично принимал начальник предприятия Владимир Малеев.

Оказалась Алла Кулакова готова и к другим нестандартным ситуациям. Утром 7 января этого года она встречала грузовой поезд, в одном из головных вагонов состава увидела искрение колёсной пары. Действовала железнодорожница незамедлительно и строго по регламенту. О неисправном вагоне по радиосвязи тут же доложила локомотивной бригаде, поездному диспетчеру, дежурному по станции Курск, диспетчеру дистанции пути, сделав соответствующие записи в журнале. В итоге поезд был остановлен, вагон отцеплен, а позже неисправной единице был поставлен диагноз – затяжка авторегулятора в тормозной рычажной передаче. Не обрати внимания железнодорожница на поломку, могло случиться непоправимое.

– А в апреле мне позвонила заместитель начальника нашей дистанции по кадрам и социальным вопросам Светлана Валентиновна Тараканова и сообщила, что я представлена к награде. Мне, безусловно, очень приятно такое внимание. Но в своём поступке я ничего героического не вижу. Уверена, так поступил бы каждый, – скромно подмечает труженица.

– Не заметить искрение подвагонного оборудования Алла Алексеевна просто не могла, – уверена Светлана Тараканова. – Это человек, который искренне переживает за производство, выполняет свои обязанности на «отлично» и не имеет привычки подводить. Ответственная, дисциплинированная, в то же время очень скромная, они никогда не пройдёт мимо чужой беды. Мы гордимся, что на нашем предприятии трудятся такие люди. Приказ о награждении Аллы Кулаковой уже подписан. В ближайшее время знак ей будет вручён.

Алла Кулакова надеется, что эта награда станет ещё хорошей мотивацией и для её сына Алексея, чтобы тоже связать свою жизнь со стальной магистралью. Мысль стать железнодорожником, учащийся одной из курских школ пока вынашивает в голове. А почему бы и нет! Ответственное отношение к делу и дисциплина – качества, без которых в отрасли априори невозможно, – в парне воспитала мама.

Алла Алексеевна, к слову, свою преданность профессии привыкла демонстрировать исключительно делами. И сейчас речь идёт не о предотвращении возможного ЧП, а о прекрасном. Дело в том, что каждую весну на клумбах возле поста дежурного по переезду распускаются цветы. Этот палисадник у магистрали с многочисленными ромашками, петуниями, георгинами – дело рук скромной труженицы. В хорошую погоду он обязательно обращает на себя внимание пассажиров многочисленных поездов. Смотришь на эту красоту, и назвать переезд зоной повышенной опасности не поворачивается язык. Только зоной красоты.
Автор: Наталья Щевелева