Октябрьская магистраль

Пассажиров спас опыт машиниста

Олег Свиньин и Максим Макаров, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Суоярви

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Суоярви предотвратила тяжёлые последствия ДТП на переезде

ОМ_Олег Свиньин и Максим Макаров_Суоярви.jpg

Это может показаться мистикой, но Олег Свинь­ин предчувствовал, что здесь может произойти какая-то неприятность.   

На подъезде к этому злополучному 208 км, примерно за километр, он заметил проехавшую через переезд легковушку. А ведь сигнализация уже должна включиться перед проходом «Ласточки»! Видимость была неважная, шёл мокрый снег. Предупредил помощника: «Смотри в оба!». И когда они выехали из кривой и Максим Макаров крикнул «Грузовик справа», машинист уже был готов к экстренному торможению.

Избежать столкновения с «Уралом» уже, конечно, не удалось. Скорость у «Ласточки» – 90 км/ч, так что в несколько секунд не затормозишь. С замедленной скоростью состав въехал на переезд, в этот момент грузовик врезался в бок тепловоза и отлетел на обочину. Максим сразу же бросился к разбитой машине оказывать первую помощь. Вызвал «скорую». Олег Геннадьевич, доложив о происшествии дежурным по станции Яккима и Элисенваара, поездному диспетчеру, стал осматривать повреждения на локомотиве. На правом боку была вмятина, удар пришёлся в зону второй колёсной пары. А главное, тормозные цилиндры были разбиты в хлам, так что ТЭП-70БС № 324 продолжать движение не мог. Пришлось запрашивать вспомогательный локомотив, чтобы довести «Ласточку» до пунк­та назначения.

– На этом участке – сложный профиль пути, – рассказывает Максим Макаров. – Кривая и спуск, с горы выкатываешься, и в 50 метрах – переезд. Я проверял на «Ласточке»: считаешь 1, 2, 3 и всё – ты на переезде! Всё очень быстро. Молниеносно нужно действовать. Олег так и действовал.

Что такое «молниеносность», Максим отлично знает. Он играет в футбол за команду локомотивного депо и городскую. И, кстати, получил диплом лучшего игрока в играх на Кубок Никифорова, который состоялся в конце апреля в Лодейном Поле.

В техническом заключении по случаю столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством, допущенного 3 мая 2019 года на железнодорожном переезде 208 км пк 8 перегона Элисенваара – Яккима Петрозаводского региона ОЖД, констатируется, что нарушений в действиях локомотивной бригады не установлено. Таков язык технических документов. А в действительности машинист в той чрезвычайной ситуации предотвратил гораздо более тяжёлые последствия, которые могли быть при другом раскладе.

– Мгновенная реакция Олега Свиньина уберегла пассажиров «Ласточки» от возможных при таком ДТП травм и ранений, – убеждён заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Суоярви Валерий Цереленко. – Если бы «Урал» врезался в вагон, мне даже трудно представить последствия! Всё-таки, 25-летний опыт машиниста – это не только знания и уверенность в себе, но ещё и профессиональная интуиция. Может быть, ты даже подумать ничего не успеешь, но руки выберут самый оптимальный для ситуации алгоритм.

Олег Геннадьевич и сам, осматривая место происшествия и оценивая возможные варианты финала события, понял: ни больше – ни меньше, ни дальше – ни ближе, а просто тютелька-в-тютельку остановился состав. Если бы проехали немного дальше, грузовик протаранил бы пассажирский вагон, могли быть пострадавшие среди ехавших в то утро в Сортавалу людей. Даже от удара в бок локомотива вылетели два стекла во втором вагоне. А могли бы попасть и в лобовое столкновение с «Уралом», если бы грузовик уже въехал на переезд. Легкий ТЭП-70БС неизбежно сошёл бы с рельсов, для таранов этот тепловоз не предназначен. А мог и вагон за собой стащить. «Судьба, в общем. Из всех возможных зол случилась наименьшая, – заключает машинист. – Остановились именно там, где нужно было».

Хотя, конечно, лучше бы таких зол на железной дороге не было совсем. Виновный в ДТП водитель, контрактник войск ФСБ, который нарушил правила дорожного движения и выехал на железнодорожный переезд при запрещающих показаниях автоматической переездной сигнализации, достаточно наказан самим собой. Он получил серьёзные травмы и до сих пор в тяжёлом состоянии находится в больнице. Вместе с ним пострадали два пассажира, ехавшие в кабине грузовика.

– Автомобильную дорогу хорошую сделали, вот и ездят теперь с большой скоростью. Наверное, рассчитывали проскочить, думали, что простой пригородный поезд, – размышляет Олег Геннадьевич. – А «Ласточка» – глазом не успеешь моргнуть, как уже перед носом. Такие поезда у нас недавно стали ходить – с нынешнего года.

А раньше Олег Свиньин водил простые пассажирские поезда, пять лет. Говорит, что разницы большой нет, но ответственность выше. График жёсткий, скорость у «Ласточки» выше, значит, и напряжения – больше.

– Вообще-то на этом участке, от Хиитолы до Яккимы всегда в напряжении едешь, с повышенным вниманием не только на путь смотришь, но и по сторонам железной дороги, – говорит Олег Ген­надьевич. – Много зверей – кабанов, оленей, стада прямо. Так что, отправляясь в дорогу, думаешь только о работе, чтобы поездка прошла благополучно.

По словам машиниста-инструктора колонны Сортавала депо Суоярви Дмитрия Синильщикова, учиться водить новый подвижной состав послали самых лучших машинистов и помощников. Руководитель колонны отмечает профессионализм, добросовестность, безотказность Олега Свиньина. Всегда готов заменить отсутствующего по какой-либо причине машиниста, отложив домашние дела. Более 30 лет он трудится в локомотивном депо, из них 25 – машинистом. В 2016 году награждён нагрудным знаком «Лучший машинист III степени», в настоящее время представлен к отраслевой награде «За безупречный труд на железнодорожном транспорте: 30 лет».

Максим Макаров характеризует его более лаконично и образно: «Олег – это кремень и сталь непробиваемая! Он может работать хоть каждый день, ничто не выводит его из равновесия. А по выходным своим хозяйством занимается». Живёт Олег Геннадьевич в собственном доме на берегу Ладожского озера, которое тоже бывает опасным, особенно осенью. Но опытные рыбаки, а он, конечно же, рыбак, знают особенности этой водной стихии и признаки надвигающегося шторма. Здесь тоже работает интуиция.

Олег Свиньин отличается также здоровым образом жизни. Не курит, не пьёт. Всесторонне положительный с младых ногтей? «Да нет, курить бросил пять лет назад, алкоголь больше десяти лет не употребляю, – без пафоса говорит Олег Геннадьевич. – Машинисту нужно быть здоровым». Да – сталь и кремень!.
Автор: Светлана Канаева