Волжская магистраль

Локомотив «горбом» чувствовать надо

Роберт Исмагилов и Ильдар Садрисламов, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Агрыз

Бригада эксплуатационного локомотивного депо Агрыз предотвратила возможное крушение поезда

DSC00602.JPG

У машиниста смуглое лицо, морщинки-лучики в уголках прищуренных глаз, выдающие человека добродушного и весёлого. У помощника – чуть розоватая тонкая кожа, огненная шевелюра, цепкий взгляд. Вместе они держатся уверенно и согласно. И Роберт, и Ильдар не принадлежат к семьям потомственных железнодорожников, за обеденным столом которых нет-нет да и заходят разговоры о локомотивах, тяговых двигателях, мотор-компрессорах и прочем. Однако когда-то давно оба они остановили свой выбор на одной профессии. Почему?

Роберт

Знакомьтесь, опытнейший машинист эксплуатационного локомотивного депо Агрыз Роберт Исмагилов. Судьба привела его на железную дорогу ещё в те годы, когда электрификация только набирала обороты. Отслужившему в армии пареньку почти сразу по возвращении пришлось проходить другую школу жизни – железнодорожную. И всё по желанию родителей.

– Давай, сынок, учись на помощника машиниста, – советовал заботливый отец.

Глава семьи давно всё обдумал, успел подробно расспросить об условиях работы соседа, машиниста локомотивного депо. Достойная заработная плата, официальное трудо-устройство и полный соцпакет, да и профессия почётная! Конечно, тогда у молодого человека были свои планы, хотелось получить права и стать водителем, как папа. Но...

– Я не привык перечить родителям, уважаю их и люблю. Поэтому прислушался, – объясняет своё решение железнодорожник. – А теперь благодарен им.

Колесо времени завертелось с непреодолимой силой. Учёба в профессиональном училище, знакомство с коллективом ТЧП Янаул, рейсы один за другим. С первых же рабочих дней Исмагилов попал на электровоз в грузовое движение. В то время каждый квалифицированный специалист, знающий новую технику, был на счету и ценился особо.

– Чувствовал себя ребёнком, в руках которого оказалась новая игрушка. Каждую деталь было интересно потрогать, изучить «начинку» и принцип действия, – рассказывает мой собеседник и с теплом вспоминает своего первого наставника, машиниста Сергея Нургаянова. – Опыт, которым он делился, очень помог. Когда-то сложным казался процесс управления электровозом,  удивлялся, как локомотив ведёт за собой такой груз. Постепенно Сергей Борисович начал допускать меня до управления. Я усердно изучал профиль пути, старался запоминать каждый километр.

В работе локомотивной бригады нюансов  много: не просто сел в кабину и поехал. Знания нужны обширные. Исмагилов успел поработать со многими машинистами, и, хотя принцип ведения поезда один, у каждого свой подход, свой стиль управления. А ещё, признаётся железнодорожник, не бывает одинаковых составов. Даже если вес тот же и количество прицепленных вагонов, каждый поезд требует к себе индивидуального подхода.

– Локомотив «горбом» чувствовать надо! – откровенничает машинист.

Ильдар

Новый Варяш – деревня в Янаульском районе Башкортостана. Именно там прошли детство и юность помощника машиниста ТЧэ Агрыз Ильдара Садрисламова, и там родилась его мечта – водить по стальной магистрали большие машины. Книжки, мультики, игрушки – весь детский мир крутился вокруг паровозиков и пластмассовых рельсов. В школе спрашивали: кем хочешь стать, когда вырастешь? Кто-то говорил – космонавтом, а маленький Ильдар неизменно отвечал – машинистом. Так он пронёс свою мечту через годы во взрослую жизнь. Второй и средний по возрасту среди братьев, Ильдар научился быть и ответственным, и гибким, дипломатичным. Такие качества ценятся на железной дороге. Значит, судьба?

Интересно, что свой первый профессиональный опыт наш герой приобрёл не на Горьковской магистрали, а в армии. С заветными корочками помощника машиниста электровоза ценного новобранца определили в железнодорожную роту ракетных войск. ТЭМ2 был для Ильдара вместо автомата и лопаты. С этим маломощным локомотивом, тянувшим всего по 2-3 вагона, бригада обеспечивала часть всем необходимым: дизельным топливом, форменной одеждой, техникой. 

– Я был счастлив, когда машинисты разрешали управлять тепловозом. Правда, тронуть локомотив вперёд или откатить назад можно было лишь на территории депо. Но адреналина хватало, – делится железнодорожник.

В ТЧэ Агрыз Ильдар Садрисламов пришёл в 2011 году, в апреле состоялась его первая рабочая поездка в качестве дублёра помощника машиниста.

В зимних сумерках

Смена после Нового года такая же, как обычно. Локомотивные бригады привыкают всегда быть собранными и готовыми к работе. Забираясь в кабину, ты должен оставить все лишние мысли за дверью – это правило, которому неизменно верны машинисты и их помощники. Потому что только полная концентрация сил и внимания позволит обеспечить безопасность движения.

В тот день, 2 января, стояла тихая приятная погода. Ни осадков, ни сильного ветра, ни заморозков. Без приключений доехали до станции Агрыз, а 3 января двинулись обратно, в сторону Янаула. Когда поезд №3406 после отцепки группы вагонов стоял в ожидании отправления на станции Армязь, было уже около восьми вечера и станционные фонари мягко рассеивали темноту зимних сумерек. По расписанию до отправления оставалось ещё сорок минут. Всё это время локомотивная бригада осматривала проходящие поезда, согласно системе шахматного контроля.

Тот товарняк  появился минут через пятнадцать. Он быстро шёл навстречу по первому пути, приветственно отстукивая свой такт. Не успели поравняться локомотивы, как Роберт и Ильдар увидели вырывавшееся из-под вагона пламя. Оно было таким, словно на наждаке что-то затачивали и искры летели во все стороны.

Произошло всё за секунды, машинист только спросил:

– Первый вагон или второй?

– Второй, – убеждённо ответил Ильдар.

И без лишних разговоров действовали по инструкции. По радиосвязи сообщили об увиденном бригаде встречного поезда и дежурной по станции. Состав остановили. При  осмотре выявили неисправность – отсутствие валика тормозной рычажной передачи. Тяга легла на колёсную пару.

– Такая ситуация чревата крушением, – подтверждают мою догадку герои.

Роберт Исмагилов признаётся, что с искрением по кругу катания колёсной пары столкнулся впервые:

– Бывает, поезд тормозит, одна-две искорки летят, а здесь настоящий огонь по кругу. Трудно было не заметить.

За бдительность и добросовестное исполнение трудовых обязанностей отличившуюся локомотивную бригаду, конечно, наградили. Почётную грамоту начальника дороги ездили получать в Ижевск.

– Я не удивлён, что они себя проявили, – комментирует машинист-инструктор ТЧэ Агрыз Рамиль Ахметшин. – Такие случаи уже были, эта локомотивная бригада постоянно «отрабатывает» книгу замечаний, выявляет нарушения. Для меня стало приятной неожиданностью другое, что ими заинтересовалась газета. Мы работаем на линии, далеко от основного депо, поэтому нас редко замечают. Они оба исполнительные, отзывчивые, активные. Постоянно участвуют во всех железнодорожных мероприятиях – и не только. Ильдар Садрисламов всегда приходит на спортивные состязания, организуемые городской администрацией. Наша колонна, между прочим, нередко занимает первые места в этих турнирах по мини-футболу и теннису. Спасибо ребятам за инициативность!

Вместе

В одной бригаде Роберт и Ильдар работают не так давно, всего полгода. Но привыкать друг к другу не пришлось, потому что знакомы были давно. Кабина локомотива только больше их объединила. Сложились хорошие, даже дружеские отношения.

– А как же! Мы и хлеб вместе кушаем, – как бы в подтверждение говорит Ильдар.

Он смотрит на машиниста, словно на второго строгого, но любящего отца. Неудивительно, ведь вместе они проводят времени больше, чем даже со своими семьями.

–  Я хотел бы сказать Роберту Мавлявиевичу спасибо, что доверяет, вкладывает в меня силы и делится опытом.  Буду стараться, чтобы он мог гордиться мной – такая задача, – несколько смущаясь, говорит Ильдар.

Исмагилов опускает глаза и какое-то время обдумывает, что сказать в ответ:

– Машинистом ты станешь обязательно, удостоверение уже есть. Пусть во всём везет и техника не подводит. Не забывай думать, прежде чем действовать! Что самое важное для машиниста? Быть собранным, терпеливым  и любить свою работу. Ты выбрал профессию сам, значит – люби. Я рад своему пути, не жалею ни о чем. Странно было бы столько лет управлять поездами без тяги к делу. 
Автор: Алёна Зудина