Звезда

Оползень на рельсах

Павел Воронов и Станислав Лопатин, машинист и помощник машиниста электропоезда моторвагонного депо Белореченская

Машинист электропоезда Павел Воронов и его помощник Станислав Лопатин грамотно действовали в условиях произошедшей аварии, проявили оперативность и самоотверженность при организации эвакуации пассажиров в экстренной ситуации

Павел Воронов_156.jpg         Станислав Лопатин_156.jpg

В ту ночь эта была обычная для локомотивной бригады поездка. За плечами Павла Воронова и Станислава Лопатина таких рейсов много – и за то время, что находились они в одной команде, и когда трудились по отдельности, в составе других бригад. И почти всегда эти поездки проходили без происшествий. Но на этот раз всё оказалось иначе.

На явку машинист и помощник машиниста, как и полагается, пришли заранее. Эта привычка у них выработалась годами. Явка была назначена на 2.05, а отправились со станции Белореченская в 4.00.

Бригада управляла пригородным поездом № 6929 Белореченская – Гойтх, в составе которого находилось 4 вагона и ехало несколько десятков человек. Все пассажиры были взрослыми, без детей.

Было темно, моросил дождь, стоял небольшой туман. Это затрудняло видимость, но бригада была начеку и готова к любым неожиданностям. Ехали по участку с соблюдением установленной скорости, учитывая все ограничения и предупреждения, обеспечивая безопасность движения поездов.

Всё произошло на перегоне Куринский – Навагинская.

– После посадки пассажиров на платформе 1831-й км до станции Навагинская оставалось примерно 2 км, – вспоминает машинист. – Скорость, установленная на этом перегоне, – 70 км/ч, с ней мы и вели поезд, чтобы прибыть на станцию согласно расписанию.

Это был сложный горный участок пути с кривыми, тоннелями и другими инженерными сооружениями.

При выезде из одной кривой мощный луч прожектора электрички неожиданно выхватил в темноте чёрный сбившийся грунт, который лежал на рельсах. Незадолго до появления тут поезда с косогора сошёл оползень, который оказался в габарите подвижного состава – на пути электрички. Увидев опасное препятствие, машинист сразу же применил экстренное торможение, сработала многолетняя привычка и хорошая выучка, но скорость поезда была достаточно высокой, а расстояние до лежащего на рельсах грунта было небольшим, чтобы остановиться вовремя.

Всё произошло очень быстро, и сильный толчок ощутили как локомотивная бригада, так и пассажиры, которые в это время находились в освещённых вагонах.

– В такой ситуации самый тяжёлый момент, когда ты уже произвёл торможение, а препятствие приближается, растёт прямо на глазах, а ты, находясь в кабине управления электропоездом, ничего не можешь с этим сделать и можешь только смотреть, надеясь на благоприятный исход. Ощущения эти словами не передать. В те мгновения мне просто не верилось, что такое действительно происходит, и происходит именно с нами, – говорит Павел.

По словам машиниста, после наезда на грунт он почувствовал, что кабину и в целом голов­ной вагон подбросило вверх, но он успел увидеть и осознать, как помощник полетел в одну сторону, а он в другую.  

В итоге наезда поезда на препятствие произошёл сход двух вагонов – головного и следующего за ним.

Машинист и помощник, придя в себя после падения, немедленно продолжили выполнять свои служебные обязанности, как того требуют нормативные документы и инструкции.

В последствии, по итогам расследования, произошедшего на перегоне, комиссией был сделан вывод, что Павел Воронов и Станислав Лопатин всё сделали правильно, принимая решение о переводе пассажиров в последний вагон электропоезда, оперативно проинформировали о произошедшем, согласно регламенту, все причастные службы, вызвали необходимую помощь. Никаких ошибок в действиях бригады обнаружено не было. Машинист и помощник дейст­вовали чётко, грамотно, оперативно.

Помощник машиниста Станислав Лопатин, несмотря на полученные травмы, боль в спине и разбитый нос, отправился к пассажирам, чтобы узнать, есть ли пострадавшие.

При наезде он сильно ударился поясницей, но действовал энергично и занялся эвакуацией пассажиров из первых вагонов в безопасное место, оказывал им первую помощь, осмотрел электропоезд и встречал службы спасения. 

Пассажиров двух сошедших с рельсов вагонов перевели в следующие, закрепили электропоезд тормозными башмаками. Сообщили об этом случае дежурному станции Навагинская. Вызвали медиков.

Жалобы от пассажиров на самочувствие стали поступать позже, когда они оправились от шокового состояния.

К месту происшествия прибыло 4 машины скорой помощи, которые увезли 5 пассажиров. Только после сопровождения вагонов на станцию Белореченская Станислав обратился за помощью к медикам. По его ощущениям, он думал, что отбил почки. Его отвезли в больницу, провели обследование и выявили компрессионный перелом позвонка.

А тем временем на место аварии прибыл восстановительный поезд и начался подъём вагонов. ЧП произошло в 6 часов утра, а восстановительный процесс с открытием движения был завершён только вечером.

Павел Воронов трудится на дороге с  2010 года. Окончил Ростовское железнодорожное училище № 15, после – заочно Адыгейский государственный университет. Потом прошёл срочную службу в армии. Он всегда увлекался спортом, потому и оказался в спецназе.

Устроившись на дорогу, начинал слесарем по ремонту подвижного состава, затем был помощником машиниста электропоезда.

Его первым наставником стал машинист Константин Попов, который многому его научил. А первая самостоятельная поездка Павла в качестве машиниста состоялась в ночь с 31 декабря 2015 года на 1 января 2016 года. Он тогда вёл поезд из Белореченской в Майкоп.

Руководство предприятия считает Павла дисциплинированным, технически грамотным и высококвалифицированным работником. Этот машинист постоянно совершенствует свои знания, много времени отдаёт самоподготовке.

Особое внимание он уделяет обеспечению безопасности движения, выполнению требований правил технической эксплуатации, действующих инструкций, приказов и распоряжений. При ведении электропоездов он соблюдает рацио­нальный режим, руководствуясь технологическими картами, обеспечивая выполнение графика движения. В пути следования активно выявляет недостатки и вносит их в Книгу замечаний машиниста.

Станислав Лопатин начал свою трудовую деятельность на железнодорожном транспорте с июня 2014 года в должности помощника машиниста электропоезда. Два года трудился в Ростовском моторвагонном депо, потом перевёлся в Белореченское, так как проживает в Майкопе. Сейчас Станислав уже выписался из больницы и приступил к работе.

За проявленную оперативность и самоотверженность при организации эвакуации пассажиров в экстренной ситуации Павел Воронов и Станислав Лопатин были награждены почётными грамотами начальника дороги.
Автор: Александр Панченко