Московский железнодорожник

Высший пилотаж

Алексей Самохин и Владимир Барышев, машинист и помощник машиниста ЦППК

На имя руководителя магистрали поступило ходатайство о поощрении сотрудников ЦППК знаком «За безопасность движения»

МоЖ_Алексей Самохин.jpg    МоЖ_Владимир Барышев copy.jpg

Профессиональные действия машиниста ЦППК Алексея Самохина и его помощника Владимира Барышева позволили избежать тяжёлых для железной дороги последствий.
На перегоне Манихино – Снегири 24 мая этого года локомотивная бригада электропоезда, заметив на путях экскаватор, приняла единственно правильное решение, применив экстренное торможение. Столкновения с техникой удалось избежать, а пассажиры инцидента даже не заметили. Поступок железнодорожников в ходе одного из селекторных совещаний высоко оценил начальник МЖД Михаил Глазков. На имя руководителя магистрали поступило ходатайство о поощрении сотрудников ЦППК знаком «За безопасность движения».

Так уж устроена железная дорога, что место геройскому поступку на ней есть всегда. Профессиональный подвиг на Московской магистрали ценен особенно, поскольку по количеству перевозимых пассажиров она – безусловный лидер. Как ни крути, а этот груз бесценный. В сутки в границах полигона столичной магистрали перевозится около 2 млн пассажиров. Скорость, техника, человеческий фактор – всё это может стать причиной возникновения нестандартных ситуаций. И подчас именно машинист в сложной железнодорожной технологической цепи становится самым её сильным звеном. Он всегда последний из тех, кто может предотвратить ЧП.

– Мы ехали поездом № 6206 сообщением Румянцево – Москва-Рижская. Время – начало двенадцатого. Это не час-пик, конечно, но электричка была заполнена, – восстанавливает хронологию событий двухнедельной давности машинист ЦППК Алексей Самохин. – При выходе из правой кривой 51-го км увидели трактор в полосе отвода 2-го главного пути, при этом его ковш находился в габарите пути. До постороннего объекта метров 350, скорость электрички чуть больше 80 км/ч. Я незамедлительно применил экстренное торможение с одновременной подачей звуковых и световых сигналов. Водитель техники успел-таки среагировать и отодвинуть в сторону ковш. Столкновения удалось избежать.

Времени на обдумывание ситуации при виде постороннего предмета на пути у локомотивной бригады, как правило, не бывает. Насколько важно в таком случае не растеряться, сохранить «холодную голову» при принятии решения, вам скажет любой представитель профессии. Уже после остановки поезда Алексей Самохин окончательно понял, что сделал всё правильно. Подача только лишь звукового сигнала едва бы спасла положение.

– Эти триста метров мы ехали в режиме экстренного торможения. Горе-водитель заметил поезд, стал разворачивать ковш, а мы считали секунды и мысленно его подгоняли. Повезло в этой ситуации всем. Мы остановились, проехав несколько метров от экскаватора. Так что, если бы не экстренное торможение, столкновение было бы неизбежным, – подчеркнул помощник машиниста ЦППК Владимир Барышев.

После остановки локомотивная бригада действовала строго по регламенту. Во избежание пережога контактного провода машинист опустил токоприёмники, о произошедшем тут же доложил дежурному по станции, точное место остановки в радиоэфире указал и локомотивным бригадам следующих за ним поездов. После того как Владимир Барышев убедился, что с пассажирами всё в порядке, произошла зарядка тормозной магистрали и были подняты токоприёмники, поезд продолжил движение. На всё про всё ушло несколько минут. Пассажиры, по словам помощника машиниста, даже не поняли, что случилось.

Между тем вся опасность той ситуации заключалась в её непредсказуемости. Строительная техника оказалась не на переезде, к пересечению которого локомотивные бригады всегда морально готовятся, а на перегоне, где производилось строительство моста. Ни сигналистов, ограждающих место работ, ни уведомлений об их проведении на магистраль не поступало.

Теперь скажу несколько слов о наших героях. Бригада подобралась на редкость дружная. Оба молоды, и в нестандартные ситуации, подобные той, что произошла 24 мая, ранее не попадали. Справились. И это говорит о качественной профессиональной и психологической подготовке бригад компании перед выходом в рейс.

Молодым железнодорожникам, к слову, хватило нескольких дней работы, чтобы научиться понимать друг друга с полуслова – очень ценное качество для локомотивных бригад (временно сейчас они трудятся в разных бригадах). Это, впрочем, неудивительно. Владимир Барышев и сам машинист, за плечами 7 лет работы в моторвагонном депо Анисовка Приволжской железной дороги. На Московскую приехал в сентябре 2018-го, сейчас проходит так называемую «обкатку» и, если всё сложится удачно, надеется в ближайшее время снова занять место за контроллером электропоезда. Неоднократно удостаивался благодарностей от пассажиров.

Машинист Алексей Самохин – железнодорожник потомственный. Любовь к профессии ему привил отец Юрий Самохин, который многие годы на МЖД трудился машинистом дрезины. За плечами у молодого машиниста всего три года работы в моторвагонном депо Нахабино, из них год – в статусе машиниста. Хорошая подготовка, постоянное повышение профессионального уровня на техзанятиях, ответственность, самодисциплина и самоконтроль во время движения – вот те самые качества, которые, по мнению Алексея Юрьевича, являются основополагающими для людей его профессии.

Она, кстати, очень напряжённая. Тяжело машинистам в первую очередь психологически, о чём едва ли догадываются горе-водители и горе-пешеходы, то и дело нарушающие правила дорожного движения.

– Я хотел бы обратиться к автолюбителям. В особенности к тем из них, кто имеет привычку спешить и пересекать железнодорожные пути, несмотря на предупреждающие сигналы. К сожалению, такие водители в Московском регионе не редкость. Тормозной путь электропоезда составляет несколько сотен метров, столкновение может привести к печальным последствиям. Поэтому, прежде чем нарушать ПДД, подумайте о себе, своей семье и пассажирах, находящихся в поезде. Среди них тоже могут быть ваши близкие и знакомые, – подытожил нашу беседу Алексей Самохин.
Автор: Наталья Щевелева