Без работы не могу Призыв

Без работы не могу

Руслан Стоцкий, слесарь моторвагонного депо Челябинск

Слесарь моторвагонного депо Челябинск обнаружил трудновыявляемую трещину

События разворачивались в один из майских дней. Руслан Стоцкий как обычно выполнял свою работу. Утром после планёрки он отправился осматривать электропоезд, прибывший в цех для текущего ремонта в объёме ТО-3. Дойдя до четвёртого вагона, слесарь увидел на одном из колёсно-редукторных блоков еле заметную трещину по сварному шву в нижней половине тягового редуктора. По словам опытных железнодорожников, такие неисправности удаётся найти крайне редко, и они считаются трудновыявляемыми.

Будучи опытным специалистом, Руслан Валерьевич всегда уделяет большое внимание каждому узлу, а особенно тем местам, где чаще всего скрываются сложные и незаметные с первого взгляда поломки.

– Незадолго до находки этой неисправности приходила телеграмма из Москвы о том, что в одном из составов сломалась перегородка внутри редуктора, из-за чего в пути следования у поезда заклинило колесо, – делится наш собеседник. – Поэтому теперь на этот узел я смотрю с ещё большей внимательностью.

Выявить такую маленькую, но очень коварную трещину в редукторе может только опытный сотрудник.

– Когда образовывается трещина, из неё начинает подтекать смазка, – объясняет Руслан Стоцкий. – Сам корпус редуктора обычно не очень чистый, поэтому просто так трещину не заметить. Нужно протереть место предполагаемой поломки. Если тонкая полоса жидкости шириной не больше волоска появляется вновь, срочно бьём тревогу.

Когда в то утро наш собеседник обнаружил неисправность, тут же пригласил мастера, чтобы убедиться в своей правоте. Тот ещё раз внимательно посмотрел и подтвердил наличие поломки. Вагон сразу же отцепили и отправили на ремонт.

Конечно, «находка» слесаря не осталась без внимания руководства Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава. Его планируют отметить и поблагодарить за ответственность и добросовестный труд. Сам Стоцкий особым подвигом свой поступок не считает. Может быть, с этим и стоило бы согласиться. Но если бы он не относился к работе с такой кропотливой внимательностью и выпустил тот вагон в рейс, кто знает, какими могли бы оказаться последствия.

На железную дорогу Руслан Валерьевич пришёл по стопам мамы, которая трудилась в электромашинном цехе моторвагонного депо Челябинск. Окончил профессиональное училище, после чего стал знакомиться с работой, которая впоследствии увлечёт его на всю жизнь.

– Поначалу в новой среде было непросто. Ранние подъёмы, чтобы успеть добраться до работы, подвижной состав с множеством механизмов и скрытых дефектов – ко всему этому нужно было привыкнуть и как следует освоиться. Помогли старшие наставники. Всё объяснили, поддержали и помогли приобрести уверенность в своих силах. Потихоньку втянулся, а сейчас без такой работы не могу, – делится Руслан Валерьевич. – Привык и к своим обязанностям, и к электропоездам в целом, и к коллективу. Мы тут все работаем очень долго, поэтому стали друг другу как семья, как братья. Это дорогого стоит.

Рабочий стаж железнодорожника уже более 26 лет. Он постепенно повышает свои разряды и совершенствует компетенции. Теперь слесарь сам обучает новичков, как когда-то учили его.

– Сначала спрашиваю ребят, что они уже знают об осмотре и ремонте подвижного состава, – говорит он. – Они рассказывают. Кто-то хорошо и с пониманием, кому-то приходится кое-что объяснять. Потом идём к составу, и я прошу показать, где что расположено, где какие сложные узлы, на которые нужно обратить особое внимание. Конкретно и доступно стараюсь проверить их знания, поделиться своими наработками и секретами.

Не секрет, что теория – это одно, а практика – совсем другое, поэтому без опытного наставника не обойтись. Благо, по словам нашего собеседника, ребята из Челябинского института путей сообщения приходят подкованными, у них сильные преподаватели и достойная подготовка.

– Конечно, сейчас, увы, не многие молодые люди готовы работать слесарями,– сетует Руслан Стоцкий. – Они все хотят расти, им наша канава не нужна. Впрочем, их стремлениями можно только восхищаться. Но вот наше поколение уйдёт на пенсию, и кто тогда здесь работать будет? Поэтому уже сейчас стараемся растить достойную смену.

Своим опытом и знаниями железнодорожник делится не только с новичками профессии и практикантами, но и с помощниками машинистов. Им тоже важно знать, как устранять неисправности, которые могут случиться в пути следования.

– Слесарскую школу должен пройти каждый, – подтверждает Руслан Валерьевич. – Необходимо знать и механику, и всю аппаратуру. Случись что в дороге – мы не сможем помочь.

Слесари моторвагонного депо Челябинск выполняют ТО-2, ТО-3 и ТР-1, а также межпоездной ремонт. Они знают и умеют обращаться со всеми узлами подвижного состава, но обычно каждый специ­ализируется на своём. Например, наш собеседник отвечает за механическую часть. Это муфты, колёсные пары, редукторы, тележки, автосцепки. Эти элементы требуют особенного подхода, ответственности. Исправность механической части в большей степени влияет на безопасность движения. Например, заклинит колесо – состав пойдёт юзом. Поэтому важно такого не допустить.

– На составе есть точки, на которые нужно смотреть с особой внимательностью, – делится Руслан Стоцкий. – Ты можешь год наблюдать за одним элементом, и с ним ничего не будет происходить. Но важно не терять бдительность. В какой-то момент ты можешь увидеть ту самую неисправность.

По словам нашего героя, трудновыявляемые дефекты случаются непредсказуемо и не часто. Но ему и ранее удавалось обнаружить серьёзные неисправности, например, разрыв муфты, соединяющей редуктор и двигатель, провороты бандажей и прочее. Резинокордовая муфта рвётся всегда со стороны двигателя, а болты на ней обрывает со стороны редуктора, – объясняет слесарь. – Таким тонкостям мы и учим молодёжь.

Чтобы отдохнуть от рабочих будней, наш собеседник частенько выбирается на озера с удочкой, а потом возвращается домой с большим уловом. Иногда делится трофеями с коллегами. Многие уже ждут от него новую порцию сушёных или копчёных «деликатесов».

– Если любовь к железной дороге привила мне мама, то увлечением рыбалкой заразил отец, – улыбается работник депо. – И то и другое передалось, можно сказать, по наследству. Рыбалка для меня – это в первую очередь общение с природой. Нравится эта тишина вокруг, леса, озера… Люблю рыбачить и летом, и зимой. Конечно, всегда доволен, когда удаётся поймать весьма достойные экземпляры.

Но самая большая гордость Руслана – это сын Андрей. Он чемпион мира по боксу среди молодёжи. В детстве отец привёл его в спортивную школу, а вскоре он стал показывать отличные результаты.

– Все говорили, что Андрей очень талантливый. И не ошиблись. Теперь он один из самых титулованных спортсменов Челябинска среди молодёжи: неоднократный чемпион России, а также чемпион Европы и мира. Конечно, я горжусь им и всегда болею за него.
Автор: Марина Паниковская