Ответственность на первом месте Транссиб

Ответственность на первом месте

Сергей Крикунов, оператор дефектоскопной тележки Заринской дистанции пути

Оператора дефектоскопной тележки Заринской дистанции пути Сергея Крикунова наградили знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет»

Оператора дефектоскопной тележки Заринской дистанции пути Сергея Крикунова наградили знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет». Железнодорожник рассказал, о чём мечтали представители его профессии десятки лет назад и почему такая работа не подходит женщинам.

Улучшать процесс

В цех дефектоскопии Сергей Иванович устроился сразу после службы в армии в 1981 году. Его спокойствие и принципиальность в работе пришлись весьма к месту, ведь в этом деле требуется не только физическая сила, но также внимательность и сосредоточенность. Добросовестное выполнение повседневных обязанностей для него не превратилось в пресловутую рутину. За безопасность пассажиров и грузов оператор дефектоскопной тележки чувствует личную ответственность.

– Дефект начинает развиваться с малого. Если его вовремя не обнаружить, в итоге может быть излом. Впервые я с таким столкнулся года через два после того, как пришёл на железную дорогу, – вспоминает труженик магистрали. – Ещё не дошли до места, а уже заметили, как поперёк рельса шла трещина. Прямо через весь рельс, то есть это был полный излом.

Сергей Крикунов отмечает, что за время его работы дефектоскопия сделала огромный скачок вперёд. Раньше использовали магнитный дефектоскоп МД-66, который «проникал» на глубину рельса не больше 5 мм. Работая с такой техникой, железнодорожники мечтали, как дефектоскопы смогут выявлять даже незначительные повреждения. Знали ли они, что по прошествии лет их желания претворятся в жизнь? Сейчас железная дорога имеет современное оборудование, которое в разы увеличивает выявляемость дефектов.

Хотя, безусловно, есть сложности, от которых не спрятаться многим железнодорожникам. Это холод и зной, снег и дождь. Сергей Иванович не жалуется: за долгие годы он привык к суровым сибирским условиям. Хотя именно климат приносит операторам дефектоскопных тележек немало неудобств, связанных с выполнением их непосредственных обязанностей.

– Для контакта с искательной системой, то есть чтобы ультразвук прошёл в рельс, вводится специальная жидкость. А если на рельсах есть наледь или грязь, надо сначала её смыть, – объясняет железнодорожник. – Для этого на тележке предусмотрена омывающая система: незамерзающая контактирующая жидкость капает на рельсы непосредственно под искательную систему, понемногу очищая путь. Вот так и боремся. Конечно, на это уходит дополнительное время, но надо же как-то улучшать процесс и качество работы.

В своё время Сергей Крикунов придумал новшество, которое одновременно появилось на нескольких дорогах. Он доработал омывающую систему: установил на неё дополнительный кран, который вывел впереди дефектоскопа. Так незамерзающая жидкость подаётся не только под искательную систему, но и на кусочек войлока, который очищает рельс и дополнительно его смачивает. Эта идея, опробованная около 20 лет назад, используется и теперь. Двойная система очистки позволяет не только облегчить труд операторов, но и повысить эффективность их работы. Правда, приходится брать с собой в работу около 40 литров контактирующей жидкости. И это ещё одна причина, почему женщин так мало в этой профессии.

Семейный подряд

– У нас в цехе трудились женщины. Я бы сказал, что не так уж и мало их было. За то время, пока я работаю оператором дефектоскопной тележки, может, около 15 женщин к нам приходили. Но я считаю, что нельзя представительницам слабого пола поднимать такие тяжести. Это только 20 литров жидкости в бак заправляешь и ещё 20 литров, как минимум, с собой берёшь, чтобы её хватило полностью на весь участок пути. А ведь надо ещё с тележкой работать, разные манипуляции проводить. Женщинам тяжело, – уверен Сергей Иванович. – Моя супруга Любовь, кстати, тоже работала дефектоскопистом. Она сама захотела попробовать себя в этой профессии. Когда она устроилась, мы вместе с ней ходили на одной тележке. В итоге я ей сказал: если освободится место поспокойнее, где тебе не придётся надрываться, переходи. Она послушалась моего совета и стала билетным кассиром.

Конечно, за несколько десятилетий работы на железной дороге Сергей Крикунов не только приобрёл большой опыт, но также и успел передать его молодым работникам. Его учениками стали около 10 человек, в том числе и его сын Максим Демаков.

– Примерно в 2007–2008 годах я начал трудиться в дефектоскопии. В то время отец обучал меня работать с аппаратом АДС-02, в просторечии его называют «медуза». Это ультразвуковой дефектоскоп, который сейчас уже не используют. В настоящий момент применяют аппараты нового поколения, – рассказывает Максим. – Сейчас, хоть мы и работаем в одном подразделении, можем неделю не видеться. Просто у нас направления бывают разные – у каждого дефектоскописта свой график. Но бывают случаи, когда я обращаюсь к отцу за подсказкой. Например, нужно определить координаты дефекта или встречаются сложновыявляемые рисунки, коды дефектов. И тогда я звоню отцу, спрашиваю, встречался ли он с таким? У него огромный опыт. И это здорово, что можно в любой момент получить помощь, подсказку в работе. Такие ситуации случаются, и довольно-таки часто.

Также железнодорожник отмечает, что Сергей Крикунов – прекрасный наставник. На первом месте у его отца – ответственность. Вспоминая годы, когда они работали вместе, Максим отмечает строгость своего учителя и требовательность в работе. Новичок в профессии, он работал наравне с помощником оператора, не рассчитывая на какие-либо поблажки со стороны старшего товарища. «В работе наставник должен контролировать действия своего подопечного, строго спрашивать за ошибки. Я считаю, что это правильно», – говорит оператор дефектоскопной тележки.

За ответственное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей Сергея Крикунова в 2016 году отметили почётной грамотой начальника Западно-Сибирской железной дороги. А в прошлом году он был удостоен звания «Лучший по профессии», которое многие железнодорожники признают самым значимым трудовым достижением. Сергей Иванович говорит об этой награде спокойно: «Чтобы стать лучшим в какой-то области, достаточно любить своё дело, качественно выполнять должностные обязанности и нести ответственность за свои действия».

Автор: Дарья Доротова