Выбирал профессию раз и на всю жизнь Забайкальская магистраль

Выбирал профессию раз и на всю жизнь

Виктор Катушкин, дорожный мастер Шимановской дистанции пути

В марте этого года Виктор Катушкин, путеец с 35-летним стажем, был награждён знаком «Почётный железнодорожник»

Звание «Почётный железнодорожник» стало для Виктора Катушкина отличным итогом многолетней преданности профессии. Он работает в Шимановской дистанции пути более 35 лет, пройдя путь от оператора дефектоскопной тележки и монтёра пути до высококвалифицированного дорожного мастера.

– В прошлом году мы представили Виктора Николаевича к самой высокой награде на сети железных дорог – званию «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД», – сказал начальник Шимановской дистанции пути Дмитрий Лиханов. – И в марте этого года был подписан приказ о присвоении ему этого звания.

Кроме этого, Виктор Катушкин имеет знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет».

– Виктор Николаевич за годы работы в Ши­манов­ской дистанции пути зарекомендовал себя как грамотный специалист и ответственный и добросовестный работник, – говорит заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам Владислав Овсянников. – Чёткое планирование работ и их исполнение позволяют бригаде под его руководством выполнять норму выработки ежемесячно на 103-105%. К примеру, в минувшем году балловая оценка на вверенном ему участке при плане 38 баллов составила 36 баллов. За время работы дорожным мастером в его бригаде не было допущено ни одного случая нарушения трудовой дисциплины и браков в работе. В коллективе Виктора Катушкина налажено наставничество. Имея большой опыт и знания, Виктор Николаевич занимается обучением персонала линейного участка, уделяя при этом большое внимание вопросам обеспечения безопасности движения поездов, улучшения условий труда, а также профилактике производственного травматизма.

Виктор Катушкин родился в 1966 году в Амурской области, на маленькой станции Переселенец. Её население едва насчитывало 20 семей. Почти всё взрослые трудились на железной дороге, преимущественно путейцами.

Отец Виктора Катушкина, Николай Иванович, всю жизнь проработал в Шимановской дистанции пути, сначала монтёром пути, затем – водителем.

– Мать была бригадиром-путейцем, потом работала в отделе рабочего снабжения Свободненского отделения дороги, – вспоминает Виктор Николаевич. – В общем, в детстве и юности я жил среди железнодорожников. На железной дороге трудились и родители моих друзей.

Игрушками в детстве у паренька был путейский инструмент, ведь часто свободное время он проводил в табельной.

– Помню, что всё время был перепачкан мазутом и маслом, возился с какими-то железками, – улыбается железнодорожник. – Впитывал, можно сказать, все прелести профессии монтёра пути с малых лет.

Взрослые разговоры, табачный дым и запах пота – всё это странным образом придавало для мальчика особый романтизм профессии путейца.

Все дети железнодорожников со станции Переселенец обучались в школе-интернате для детей железнодорожников в городе Свободном. Не стал исключением и маленький Витя. На учёбу детвора ездила на пассажирских поездах. В ту пору на станции Переселенец останавливались не только поезда местного формирования, но по приказу делали остановки и поезда дальнего следования, чтобы посадить в вагоны или дать возможность выйти приехавшим домой школьникам. Когда поездам не давали остановку на Переселенце, учащимся школы-интерната для детей железнодорожников приходилось высаживаться в Шимановске. Но это было ещё привлекательнее, так как детвору по малым станциям, таким как Петруши, Переселенец, Ту и Берея, развозили на автомотрисе. А для мальчишек и девчонок это было особенным временем, когда они могли себя почувствовать почти настоящими железнодорожниками.

– Дома мы бывали только в выходные дни и на каникулах, – рассказывает Виктор Катушкин. – Но обделённым родительской заботой и лаской я себя не считаю. Более того, убеждён, что мы, воспитанники школы-интерната, более приспособлены к жизни. Мы были приучены выживать в любых условиях, были подготовлены к любым трудностям. Так, например, служба в армии для меня не стала чем-то необычным, просто я сменил одну казарму на другую.

Все детские впечатления, связанные с железной дорогой, и окружение Виктора Катушкина вылились в единственно возможный для него выбор профессии – путеец.

После окончания школы Виктор пришёл в Шимановскую дистанцию пути и проработал там около семи месяцев в одном коллективе с отцом и другими мужчинами со станции Переселенец.

– Я пришёл в дистанцию 17-летним мальчишкой, – вспоминает он. – Моим первым наставником был дорожный мастер Раис Кагарманов, именно он учил меня азам путейского дела.

Затем была служба в рядах Советской армии. Служить путейцу довелось в Комсомольске-на-Амуре, в мотострелковых войсках.

– Отслужив в армии, я вновь вернулся на свою родную станцию, в Шимановскую дистанцию пути, – рассказывает Виктор Катушкин. – В нашей семье так заведено – не прыгать с одного места работы на другое. Меня приняли на должность оператора дефектоскопной тележки. В цехе дефектоскопии ПЧ Шимановская я работал без малого 18 лет. Живя на станции Переселенец, работал с дефектоскопом на том же участке.

Понимая, что дальнейший профессиональный рост невозможен без образования, Виктор Николаевич поступил на заочное отделение Свободненского техникума железнодорожного транспорта на специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». В 2003 году он получил диплом техника-путейца.

– Примерно в то же время я перевёлся из операторов в монтёры пути, – вспоминает Виктор Катушкин. – А в конце 2004 года меня назначили освобождённым бригадиром по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. В этой должности я проработал почти три года. Затем три года работал дорожным мастером и вновь перевёлся в бригадиры.

Но в 2011 году Виктора Николаевича снова назначили дорожным мастером участка с местом дислокации на станции Ту, где он трудится и по сию пору. В целом на этом участке он работает уже 12 лет.

Железнодорожник и по сию пору продолжает повышать квалификацию. В разные годы он учился на курсах Чите, Хабаровске и Свободном, изучал охрану труда, промышленную безопасность при эксплуатации опасных производственных объектов и современные методы обслуживания пути, эксплуатацию и текущее содержание бесстыкового пути. В этом году в корпоративном университете ОАО «РЖД» Виктор Николаевич прослушал программу повышения квалификации «Охрана труда для руководителей и специалистов» и отучился на курсах в межотраслевом институте, получив свидетельство специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Теоретические познания плюс большой практический опыт, а также знание профиля вверенного ему участка пути делают Виктора Катушкина мастером своего дела.

Нынче в подчинении у дорожного мастера Виктора Катушкина, в бригаде по неотложным работам, числятся 18 человек, включая двух бригадиров. Мастер требователен как к себе, так и к работникам.

– Коллектив я подбирал сам, – отметил он. – Каждого из монтёров пути знаю лично. Кто-то сам попросился в нашу бригаду, других я находил и предлагал работать вместе. В общем, все работники проверены коллективным трудом и временем, легки на подъём и всегда готовы к работе.

К слову, несколько лет назад, когда Виктор Николаевич ещё трудился бригадиром на станции Переселенец, его бригаду признали лучшей на сети железных дорог России.

Коллектив бригады постоянно получает хорошую балловую оценку за содержание пути, несмотря на то, что на обслуживаемом ими участке имеется 10 просроченных ремонтом километров пути.

– В настоящее время на пяти километрах нечётного пути из этих десяти километров идёт капитальный ремонт первого уровня, – подчеркнул Виктор Катушкин. – Это участок перегона Ту – Мухинская. В следующем году запланированы работы на других пяти километрах, но это уже чётный путь. Также в этом году началась реконструкция станции Ту, по плану там будет произведено удлинения двух приёмоотправочных путей с 60 условных вагонов до 110. Также будут уложены два дополнительных съезда и сделан технологический тупик. Планируется, что он будет использоваться для стоянки снегоочистительной техники.

В 1990 году семья Виктора Николаевича перебралась на постоянное место жительства в Шимановск.

Сегодня на станции Переселенец постоянно проживают только два пенсионера. Одни дома в Переселенце используются как летние дачи, другие же строения просто пустуют. На машинах туда можно доехать лишь зимой, когда болота замерзают, а летом – только на рабочем поезде.

– Жизнь в Переселенце начала замирать, наверное, треть века назад, когда на станции убрали стрелочные переводы и ликвидировали пост электрической централизации, – пояснил железнодорожник. – Но для меня станция Переселенец остаётся местом детства, а теперь ещё и спокойного отдыха. Я до сих пор поддерживаю порядок в доме, где жили мои родители. Приезжаю туда и отдыхаю, как говорят, душой и телом.

До выхода на заслуженный отдых у Виктора Николаевича осталось три года, но путеец не планирует сразу уходить на пенсию, хочет поработать, пока будут силы или, как говорит он сам, пока будет нужен предприятию.

– Иногда, правда, устанешь и в сердцах подумаешь, а не бросить ли всё, – сказал Виктор Катушкин. – Но потом подумаешь про коллектив, тех, с кем проработал много лет: «Как же я их брошу?», и решение, принятое от усталости, быстро уходит, исчезает.
Автор: Александр Потапов