Звезда

Проверка столкновением

Михаил Комаров и Дмитрий Цаканян, машинист и помощник машиниста электровоза

Профессиональные действия машиниста электровоза и его помощника помогли избежать крушения поезда и человеческих жертв

МихаилКомаров_ДмитрийЦаканян.jpg

Профессиональные действия машиниста электровоза Михаила Комарова и его помощника Дмитрия Цаканяна помогли избежать крушения поезда и человеческих жертв. 

Это резонансное ДТП, произошедшее 1 июня на перегоне Шенджий – Энем-2, показали даже на федеральных телеканалах. Горящий вагон, искорёженный автомобиль, детский плач. В кадр попала и эвакуация людей локомотивной бригадой  эксплуатационного локомотивного депо Сальск, которая вела этот поезд. ЧП, к сожалению, для их здоровья не прошло даром – оба находились на лечении и только на днях приступили к исполнению своих обязанностей. 

– Какое-то дежавю получается: 18 июня, как раз когда вышли на работу, закрыв больничные листы, повели тот же самый пассажирский поезд № 346. И, проследовав злополучный переезд, где всё и случилось, в памяти вновь всплыли те события, – говорит Михаил Комаров.  

В тот день, 1 июня, поезд Адлер – Нижневартовск-1 со скоростью около 80 км/час приближался к регулируемому, не обслуживаемому переезду перегона Шенджий – Энем-2.

– Буквально за 100 м до него мы заметили, как к переезду подъезжал грузовик. Медленно, будто собирался, как и положено, остановиться. И в последний момент он всё-таки выезжает на пути. Что двигало водителем, не знаю, ведь поезд ему был отчётливо виден: на часах 14.57, разгар дня, ясная погода. Доли секунды – на принятие решения и применение экстренного торможения, – вспоминает Михаил.

Согласно инструкции, в такой ситуации помощник машиниста первым вбежал в машинное отделение, за ним – машинист. Только захлопнули за собой дверь, как последовал сильнейший удар. Во время него в фуре произошло возгорание, горящая кабина, оторвавшись от тягача, долетела до середины состава, к 10 вагону. Пламя быстро перекинулось на него, вагон загорелся. Поезд протащил остатки автомобиля 300 м, и они тоже вспыхнули, как спичка.

– Нас во время удара буквально впечатало в стену машинного отделения, но на ногах всё же удержались. Ощутили запах гари. Открыли дверь в кабину, а там дыму полно. Пробираясь через него, покинули локомотив, – вспоминает Дмитрий Цаканян.

Первые мысли у бригады: оказать помощь водителю и начать срочную эвакуацию людей! В особой опасности были пассажиры горящего 10-го вагона. Пологий откос мешал быстро бежать вдоль состава. Но разве на это обращаешь внимание в стрессовой ситуации! Первый, второй, третий вагон... Изо всех сил стучали машинист и помощник в двери, требуя от проводников открыть их.  

– Пожар! Эвакуируйте людей! Поездной бригаде закрепить поезд! – командовали они. По цепочке эта информация распространилась по всем вагонам. 

– В поезде ехали 15 ребятишек, многие малыши плакали. Мы немного успокоились, лишь когда увидели, как вереница пассажиров, а их было 189 человек, потянулась в сторону лесополосы, а машина скорой помощи увезла водителя, – рассказывает Михаил.

– Локомотивная бригада дейст­вовала чётко и слаженно, ситуацию оценили грамотно. Михаил Комаров принял верное решение, в какую сторону состава эвакуировать людей, ведь на другой находился оборванный электрический провод из-за повреждённой линии электропередачи. И Дмитрий Цаканян тоже проявил свои лучшие профессио­нальные и человеческие качест­ва, – говорит машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Сальск Алексей Самойлов.

К месту происшествия прибыли сотрудники полиции, пожарные расчёты, подняли и пожарный поезд станции Краснодар.

Опасность миновала, и только после этого Михаил обратил внимание на обгоревшие руки. Плохо стало от сильного головокружения и Дмитрию. Позже врачи отделенческой клинической больницы на станции Краснодар поставили им соответственно диагнозы: ожоги 1-й и 2-й степени и сотрясение головного мозга.

– До этого мы совсем не замечали боли. Знаю, что некоторые пассажиры тоже обратились к медикам: кто с ссадинами, а кто за психологической помощью, – рассказывает Дмитрий.

Можно только догадаться, что пережили родные пассажиров этого поезда, увидев сюжет о случившемся по телевидению, и, конечно же, не по себе было близким Михаила и Дмитрия.

– Сообщить им, что с нами всё в порядке, мы сразу не смогли. Покидая локомотив сквозь дымовую завесу, оставили там документы и мобильные телефоны. Думали, что они придут в негодность во время тушения пламени снаружи локомотива. О том, какая температура была в кабине, свидетельствовали оплавившиеся провода. Но, удивительно, что наши вещи остались невредимыми, и когда ситуация стабилизировалась, сумели связаться с родными, успокоить их, – говорит Дмитрий.

Буквально через 3 часа после случившегося Михаила и Дмитрия навестили в больнице в Краснодаре начальник эксплуатационного локомотивного депо Сальск Андрей Канцедалов и машинист-инструктор Алексей Самойлов. Они не только поддер­жали морально своих коллег, но и привезли им все необходимые вещи, ведь их одежда пришла в негодность.

– Такое внимание нас очень тронуло. Мы ещё раз поняли, что в коллективе нашего предприятия, как говорится, один за всех и все за одного. В беде не оставят, всем, чем могут – помогут, – подчеркнули в разговоре Михаил и Дмитрий. Несмотря на то, что обоим пришлось пережить ЧП, их отношение к профессии не изменилось.

– А знаете, эта поездка была для меня особенной. Ведь я впервые самостоятельно отправился в рейс в качестве машиниста пассажирского поезда. Раньше трудился в грузовом движении, в марте сдал экзамены в Ростовском подразделении Северо-Кавказского учебного центра профессиональных квалификаций на машиниста 2-го класса, потом были дублёрские поездки, и 29 мая машинист-инструктор Алексей Самойлов выдал мне допуск на право водить пассажирские. Сейчас понимаю, что эта поездка стала для меня своеобразным экзаменом на профессионализм, неким боевым крещением, – рассказывает Михаил.

Да, если бы был жив дед Михаила Комарова – Михаил Величко, то он бы своим внуком гордился. Ведь он уже второй раз становится героем нашей рубрики «Доска почёта». В 2017 году, будучи машинистом в грузовом движении, при производстве маневровых передвижений по станции Куберле,  Михаил предотвратил проезд запрещающего сигнала, за что получил знак «За безопасность движения» ОАО «РЖД». Михаил стал железнодорожником по примеру деда, который всю жизнь проработал в вагонном депо Сальск. Прошёл войну, многое повидал, часто рассказывал внуку о мужестве и человеческой воле. Эти качества в сложившейся ситуации в полной мере проявили и Михаил, и Дмитрий.

– Для меня это была вторая поездка в паре с Михаилом. И кто бы мог подумать, что такое произойдёт! После случившегося особенно остро почувствовал ту огромную ответственность, которая лежит на нас, когда ведём поезд. Не раз во время занятий в депо с помощью тренажёров мы отрабатывали нестандартные ситуации, в том числе и покидание кабины локомотива. Спасибо руководству депо, которое помогает нам получить нужные знания, способные помочь в трудный момент, – подчеркнул Дмитрий.

В августе Михаил Комаров и Дмитрий Цаканян поедут поправлять здоровье по путёвкам в санаторий «Мыс Видный».  Июль для Дмитрия будет тоже знаменательным – у него свадьба. В прошлом году в канун Дня железнодорожника он написал стихотворение. В нём есть такие строчки:

«Вот и улица наша, вот дом наш родной!

– Как поездка прошла? – Да всё было отлично!

И так каждый раз, и так день за днём,

Что с годами стало привычно».

Эти строки символичны, ведь отправляясь в дорогу, каждая локомотивная бригада надеется, что поездка пройдёт без ЧП. Дай бог, чтобы так было всегда!

За своевременные и квалифицированные действия в нестандартной ситуации, позволившие предотвратить крушение пассажирского поезда и человеческие жертвы, а также проявленное при этом мужество Михаилу Комарову присвоено звание «Почётный работник Дирекции тяги», а Дмитрий Цаканян награждён знаком «За безопасность движения» Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД».
Автор: Елена Трифилюк