Охотник на трещины Призыв

Охотник на трещины

Максим Бурцев, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Челябинск

осмотрщик-ремонтник из Челябинска предотвратил сход вагона

Работник эксплуатационного вагонного депо Челябинск обнаружил дефект, который мог привести к очень серьёзным последствиям. Боковая рама вагона могла развалиться буквально в любой момент. Как отмечают на предприятии, это далеко не первый раз, когда молодой специалист проявляет свои навыки.

События разворачивались в самом начале года, ещё не успели отгреметь новогодние праздники. Смена осмотрщика-ремонтника шестого разряда Максима Бурцева выпадала на 2 января. Утро начиналось, как обычно. Обошли первую пару составов. А вот с третьим пришлось задержаться.

– Было около 10 часов утра, достаточно светло, рассказывает молодой человек. – Я работал в голов­ной бригаде. По прибытии поезд делится на три части. Каждую осматривает бригада из двух человек. Например, если поезд состоит из 70 вагонов, то на каждого железнодорожника приходится примерно 23–24 вагона.

Однако далеко от головы состава Максим так и не ушёл. Впереди очередной крытый вагон, ничего особенного. Но внимание привлёк небольшой, буквально сантиметр, отрезок ржавчины на боковой раме. На предприятии постоянно проводятся инструктажи. В том числе уже не раз обозначались, какие детали и какого года выпуска попадают в особую зону риска из-за своего недостаточного качества. И действительно, боковая рама производства Кременчугского завода стального литья не раз «засвечивалась» в сводках происшествий по всей сети. Эта к тому же была 2013 года выпуска.

– Я протёр то место, где обнаружил ржавчину, – продолжает наш собеседник. – Собственно, как уже и ожидал, увидел трещину. Она была длиной примерно в 100 миллиметров и располагалась на горизонтальной поверхности внутреннего радиуса R-55 с выходом на вертикальную стенку. Ждать было ­нельзя – тут же сообщил руководству.

Старший осмотрщик Виталий Швайгерт работал в ту же смену, что и Максим. Его на место обнаружения неприятной находки и вызвал подчинённый.

– Я пришёл на место, чтобы принять окончательное решение об отцепке, – сообщает руководитель. – Хотя там и без меня уже было понятно, что вагон отцеплять надо. Причём срочно. Именно это мы и сделали. Заявил его на отцепку, дали команду на осторожный роспуск с горки, чтобы рама не сломалась окончательно. И уже после с помощью от­дельного локомотива оттащили в текущий ремонт. Хотелось бы отметить зоркость и ответственность Бурцева. Такие трещины не относятся к явным дефектам, выявить их не так-то просто.

И это не пустые слова. Из-за недостаточного качества производства данных узлов на сети уже произошло немало неприятностей. Причём как мелких, так и довольно крупных. И данная трещина могла привести к непредсказуемым послед­ствиям.

– На данный момент наши гарантийные плечи составляют 2200 километров, – говорит начальник пункта технического обслуживания чётной системы станции Челябинск-Главный Илья Семенко. – Если бы Максим не выявил, то, вероятнее всего, была бы беда, вряд ли вагон доехал бы до конца гарантийного участка. Наверняка через тысячу-полторы километров произошёл бы излом. А это могло грозить колоссальными последствиями для ОАО «РЖД».

– Но ведь этот вагон осматривали ваши коллеги с Куйбышевской железной дороги? – удивляюсь я.

– Это действительно так, – отвечает Илья Юрьевич. – Однако почти всегда дефекты подобного рода развиваются молниеносно. Тогда трещина могла только зарождаться. Ну и, конечно, не стоит исключать человеческий фактор. Наш Максим по внимательности даст фору многим.

Кстати, это на самом деле так. Трещина не единственный серьёзный дефект, который Бурцев обнаружил в этом году. К примеру, в марте он заприметил трещину колёсного диска у порожнего вагона.

На вопрос, гордится ли осмотрщик своим по­ступком, улыбается. Говорит, просто рад, что удалось избежать схода и нарушений безопасности движения поездов. Признаётся, что поначалу вёл свою личную статистику, но уже давно перестал. Объясняет, надо просто делать свою работу качест­венно.

Наш собеседник пошёл на железную дорогу по совету мамы, которая также трудится на стальных магистралях. Получил образование в сфере вагонного хозяйства. Вспоминает, что учиться было непросто, но захватывающе. После три года трудился в пассажирском депо Челябинск и вот уже пять лет работает на ПТО станции Челябинск-Главный. Кстати, именно на железной дороге Бурцев нашёл свою супругу, которая работает в Южно-Уральской дирекции инфраструктуры.

– За прошедшие пять лет Максим зарекомендовал себя как очень ответственный работник, – утверждает Илья Семенко. – Он трудился в моей бригаде, когда я занимал должность старшего осмотр­щика, поэтому я прекрасно знаю его возможности. Он никогда не пройдёт мимо неисправности, заметит всё, что необходимо. Не ленится лишний раз наклониться и залезть под вагон. К сожалению, в настоящее время отдельные железнодорожники относятся к своим обязанностям не так добросовестно: лишний раз не убедятся в безопасности, не посмотрят более внимательно. Но это всё не относится к Бурцеву.

Осмотрщики трудятся и днём и ночью, по 12 часов в сутки. И не важно, какая на улице погода: жара, дождь, снег, град… Они проходят только за один день более 10 километров. Всё это заслуживает огромного уважения.

– Помню, как несколько лет назад в апреле разом выпало большое количество снега, – улыбается Максим. – Расчистить его не успевали, а составы-то никто не останавливал. Мы с ребятами буквально «плавали» в этой белой мешанине. Тем не менее работу свою сделали, не допустив происшествий.

На предприятии подчёркивают, что выявление подобных дефектов – это неплохая прибавка к заработной плате, поскольку в таких случаях предусмотрена премия.

У Максима Бурцева немало увлечений, но главное – охота. Он любит ездить по Южному Уралу, иногда отправляется в Казахстан. В основном охотится на диких птиц: тетеревов и уток. Говорит, что больше всего его привлекает именно романтика путешествий.

А ещё он мечтает о том, что когда-нибудь в арсенале осмотрщика-ремонтника появятся новые устройства, с помощью которых можно будет выявлять дефекты. А то ведь те инструменты, с которыми работают сегодня, знали ещё наши отцы и деды.
Автор: Александр Кичигин