Транссиб

Мастер диагностики

Александр Запруднев, оператор дефектоскопной тележки Татарской дистанции пути

Железнодорожник со станции Татарская награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Александр Запруднев.jpg

Указом президента Российской Федерации оператор дефектоскопной тележки Татарской дистанции пути Александр Запруднев награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Таким образом отмечен многолетний труд железнодорожника по обеспечению безопасности движения поездов, его активная наставническая деятельность.

Доктор рельсов

Государственную награду труженику магистрали вручил в минувшую пятницу губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Приветствуя участников и гостей церемонии, он подчеркнул, что все награждённые своим трудом и талантом преумножают славу Новосибирской области, добиваются важных для нашего региона, для всей страны результатов в своих сферах деятельности. За каждым именем – своя история успеха, свой профессиональный и жизненный путь, богатый опыт и знания, отданные во благо Родины.

Работа оператора дефектоскопной тележки сродни искусству врача-терапевта, призванного диагностировать болезнь на ранних стадиях и назначить лечение. Его «пациенты» – рельсы. Они хотя и с «железным» характером, но порой подвержены таким недугам, как дефекты и повреждения. Выявить их и предпринять оперативные меры по решению проблемы, от чего зависит безопасность движения поездов на обслуживаемом участке железной дороги, – вот главная задача Александра Запруднева и его коллег.

Общий железнодорожный стаж Александра Петровича – 42 года, из них в должности оператора дефектоскопной тележки – свыше 37 лет. И большую часть времени он проработал на одном месте – в Татарской дистанции пути.

Цех, в котором трудится Запруднев, обслуживает более 290 км Транссибирской магистрали,
30 км приёмоотправочных путей, свыше 140 стрелочных переводов. Так что за свою долгую профессиональную карьеру Александр Петрович исходил по перегонам не один десяток тысяч километров. И не просто исходил. Вот лишь некоторые цифры и факты: «За последние 5 лет при визуальном осмотре пути Александр Запруднев выявил более 700 замечаний по текущему содержанию пути. В ходе проверок обнаружил 65 дефектных и 8 остродефектных рельсов, провесы остряков, лопнувшие башмаки, подкладки, стыковые болты. С начала текущего года на его счету 4 остродефектных рельса и 12 неисправностей, требующих незамедлительного устранения».

Заместитель начальника Татарской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Максим Пузанов, характеризует дефектоскописта как добросовестного, ответственного работника.

– В коллективе Александр Петрович пользуется уважением, принимает активное участие в общественной жизни. Своё оборудование всегда содержит в исправном состоянии. Одним из первых среди коллег освоил новый тип съёмного ультразвукового дефектоскопа «Авикон-11», – подчеркнул Максим Викторович.

Вагонник, энергетик, путеец

На железную дорогу Запруднев пришёл после школы, в 1975 году. Почему – до сих пор объяснить не может. Мечты такой в детстве не имел, да и в юности совсем другие интересы были. Родственники тоже не имели к магистрали никакого отношения: отец-фронтовик работал в школе, мама – в ателье. Видимо, сказались высшие силы. Выбор сыном профессии железнодорожника родители одобрили. С их благословения Александр начал трудовой путь в местном вагонном депо, затем перевёлся на должность электромонтёра контактной сети в Татарский участок энергоснабжения.

Свободное от работы время парень посвящал учёбе в школе ДОСААФ. А потому, когда подошло время службы в армии, его направили в войска ПВО защищать воздушные рубежи СССР на Дальнем Востоке.

Вернувшись домой, устроился на прежнюю должность электромонтёра. Играл в популярный в Сибири хоккей с мячом на любительском уровне. Друзья по спортивной команде, работавшие в дистанции пути, стали звать его к себе. Зная такие черты характера Александра, как внимательность, порядочность и надёжность, они рекомендовали его руководству на ответственную должность оператора дефектоскопной тележки. Кандидатура была рассмотрена, решение принято, и с января 1982 года Запруднев стал осваивать новое для себя дело.

Штрихи к портрету

Труд оператора дефектоскопной тележки непрост. Это только со стороны кажется – ходи за ней да поглядывай на рельсы, в нормальном ли они состоянии. А ведь только одних групп дефектов 9, да ещё столько же их типов, определяемых причиной зарождения и развития. Какие-то из них можно выявить внешним осмотром, но более серьёзные требуют применения ультразвукового дефектоскопа и измерительных приборов. Всё это оборудование, а также классификацию дефектов предстояло изучить.

Особенность профессии оператора дефектоскопной тележки – это работа на свежем воздухе, связанная с прохождением многокилометровых участков пути в любую погоду. Задача – выявить остродефектные рельсы, подлежащие немедленной замене, а также найти и определить состояние дефектных рельсов, которые ещё могут эксплуатироваться.

Раньше всё это делалось с помощью магнитных дефектоскопов МРД. Потом пошли ультразвуковые, а сейчас используются более «продвинутые» системы «Авикон-11», РДМ-22, РДМ-23. Данные с них записываются на флешку и отправляются в центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры в Новосибирск.

Конечно, не сразу Александр Запруднев вник во все тонкости профессии. Его мастерство оттачивалось годами. Зато потом пришло и признание.

– Мы работаем вместе уже 27 лет, и я могу сказать о Запрудневе только хорошее, – отметил начальник участка производства Татарской дистанции пути Олег Липовченко. – Александр Петрович очень опытный и надёжный сотрудник. Активный общественный инспектор по безопасности движения. С 2009 года выявил 225 замечаний, которые были незамедлительно устранены.

Олег Липовченко также добавил, что Запруднев, как наиболее опытный оператор, включён в бригаду вторичного контроля по показанию вагона-дефектоскопа.

Ещё один характерный штрих. Заслуженный железнодорожник любит и умеет работать с молодёжью, передавая новому поколению тружеников все тонкости своей профессии. По словам Максима Пузанова, за последние 5 лет он подготовил к самостоятельной работе пятерых операторов дефектоскопной тележки, которые успешно трудятся на предприятии.

Не чуждо ему и техническое творчество. Его рацпредложения – штатив для видеофиксации проверки сварных стыков и изменённая рама дефектоскопа для вторичного контроля рельса – успешно используются в цехе диагностики не только родной дистанции, но и родственных предприятий на дороге для облегчения работы и повышения производительности труда.
Автор: Олег Таран