Мастер-класс у вагона Дальневосточная магистраль

Мастер-класс у вагона

Роман Портянкин, бригадир эксплуатационного вагонного депо Уссурийск

Только в нынешнем году при осмотре вагонов на станции Гродеково Роман Портянкин нашёл два трудновыявляемых дефекта, которые могли привести к серьёзным последствиям

Жизнь профессионала состоит из нелёгкой ежедневной работы. Блеснуть один раз не сложно – гораздо труднее постоянно подтверждать своё мастерство. Но в этом и заключается соль профессиональной жизни. У бригадира эксплуатационного вагонного депо Уссурийск Романа Портянкина, несмотря на молодость, это получается. Только в нынешнем году при осмотре вагонов на станции Гродеково он нашёл два трудновыявляемых дефекта, которые могли привести к серьёзным последствиям.

Станция Гродеково. Из летнего марева, вытягиваясь как струна, выплывает тепловоз, аккуратно и не торопясь, тянущий за собой порожние вагоны. Солнце с раннего утра щедро поливает окрестности ярким светом. Владивостокцы, измотанные туманами, могли бы позавидовать жителям этого приграничного уголка Приморья. Однако местным железнодорожникам летний зной лишь добавляет трудностей. Работать «в поле» – избирательное удовольствие, особенно когда груз идёт непрерывно. Соседняя станция Суйфэньхэ, как губка, впитывает в себя гружёные составы.

– К трудностям нам не привыкать, – улыбается Роман. – Сюда бы моря кусочек, а так всё хорошо.

Станция Гродеково имеет статус международной. Она состоит из четырёх участков: Гродеково-1, Гродеково-2, Сосновая Падь и Рассыпная Падь. Гродеково-1 обрабатывает порожние составы после выгрузки, которые возвращаются со станции Суйфэньхэ Харбинской железной дороги. Гродеково-2 – это станция приёма поездов с экспортными грузами. Нечётные составы, идущие со стороны станции Воздвиженка, переформируются здесь в грузовые передаточные поезда.

– У станции Гродеково, на которой расположен ПТО, – серьёзная миссия. Мы отправляем грузовые потоки, идущие за границу, и перераспределяем порожняк, – объясняет начальник пункта технического обслуживания вагонов ВЧДЭ-4 Сергей Форостянов. – В этом году станция планирует выйти на исторический рекорд. Поэтому работы хватает. Один осмотрщик-ремонтник за смену обрабатывает  около 300 вагонов. При этом любой дефект надо не просто выявить, но и оперативно устранить. Между тем, чтобы вырастить серьёзного специалиста, необходимо несколько лет. Среди наших передовиков можно назвать таких опытных осмотрщиков-ремонтников вагонов, как Андрей Ефремов, Егор Азевич. Уникальность же Романа Портянкина в том, что он, будучи самым молодым бригадиром, в этом году обнаружил две серьёзные неполадки, которые могли привести к сходу поезда.

Последний случай произошёл в апреле.

– Я вышел «в поле» вместе с дежурной сменой. Моя задача – контрольное сопровождение. Взгляд, как на охоте, автоматически метко цеплял все детали. В итоге в тот день я обнаружил в одном из порожних  вагонов нарушение торцевого крепления буксового узла, – рассказывает Роман. – Увидеть такой дефект непросто. Нюанс в том, чтобы поймать «болячку» на ранней стадии. Здесь нужно особое чутьё. Ты, как доктор, предварительно ставишь диагноз, а потом подтверждаешь его. Сначала вручную шаблоном измерил проблемное место, потом вскрыл смотровую крышку и убедился в неисправности. Сдвиг буксы в колёсной паре составил 7 мм. Ситуация критическая. Она могла выстрелить во время движения состава в любой момент. Для меня и коллег эта находка стала поводом ещё раз обсудить тонкости нашей работы. Никогда не бывает лишним провести работу над ошибками у вагона, чтобы каждый осознал личную ответственность.

Когда общаешься с Романом, понимаешь, что у него довольно редкий для молодого человека стиль взаимоотношений с профессией – уважение, построенное на любви. А не потребительское отношение.

– Вагон я знаю досконально, могу предугадать его поведение в случае неполадки. Ну как можно им не восхищаться? Это же продуманная до мелочей инженерная конструкция: с тормозным оборудованием, колёсами. У вагона есть всё, кроме мотора, – снова улыбаясь, продолжает наш герой. – К вагону надо относиться так же уважительно, как и к своему автомобилю, понимать его. Без этого в нашем деле непросто. Помню первый вопрос, который мне задали в отделе кадров, когда я, молодой специалист, прибыл трудоустраиваться: «А ты знаешь, куда идёшь? Сможешь оперативно найти неисправность и устранить её, когда на улице минус 30 с ветром, сильный дождь или удушающая жара?» Но сдаваться – не в моих правилах.

Профессию Роман выбрал по совету мамы.

– Она начинала сигналистом, потом была оператором СТЦ, а сегодня управляет движением на станции Рассыпная Падь, – рассказывает Роман. – Я после 9 класса поступил в Уссурийский железнодорожный техникум на вагонную специализацию. Учиться было очень интересно. Параллельно активно участвовал в студенческой жизни. И вот на таком подъёме в 2014 году начал работать на ПТО станции Гродеково. В тот момент я был самым молодым в коллективе. А через некоторое время меня, 20-летнего, назначили бригадиром. Сначала поработал на участке ремонта, а сейчас командую эксплуатацией. Освоиться на новом месте помогли природная коммуникабельность и профессиональное любопытство, заставляющее узнавать как можно больше тонкостей. Я жадный до работы, в хорошем смысле слова.
Автор: Наталья Кузьмина