Видеть опасность Московский железнодорожник

Видеть опасность

Олег Шатохин, осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево

Олегу Шатохину удалось обнаружить опасный дефект, предотвратив крушение состава

Ещё недавно осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево Олег Шатохин в родном коллективе особо не выделялся. Сегодня о нём говорят с приставкой «наш герой». Слава пришла к Шатохину в день, когда в боковой раме тележки одного из вагонов он выявил опасный дефект, а по сути – предотвратил крушение состава. Спас поезд, груз, и не исключено, что и человеческие жизни. Значит, профессию выбрал правильно.

– Я железнодорожник в третьем поколении, чем очень горжусь. Мой дед – Иван Андреевич Баландин – всю жизнь проработал путейцем, фронтовик, достойный человек своей эпохи. Отец – Владимир Иванович Шатохин на протяжении 35 лет трудился осмотрщиком-ремонтником в эксплуатационном вагонном депо Владимир. Я, как видите, пошёл по его стопам. И не жалею. Лучшего наставника и представить трудно, – загораются глаза у железнодорожника, и наш разговор всё дальше уходит от главной темы – событий 13 мая, когда ему удалось обнаружить опасный дефект.

Отец, по словам Олега Владимировича, и стал для него путеводной звездой в профессии. И дело не только в том, что старший Шатохин учил сына всем тонкостям работы с буксами, тележками и колёсами. Сыну он привил главное – относится к делу максимально ответственно.

– Я выполняю свою работу честно, потому как знаю, к каким последствиям может привести безалаберность или, скажем, знаменитое русское «авось». По-другому в моей профессии нельзя, – продолжает Олег Шатохин. – Роль осмотрщика-ремонтника в перевозочном процессе неоценима. Мы первыми встречаем поезд и за отведённое нормативом небольшое количество времени должны убедиться, что состав исправен и может продолжить движение. Простукиваем специальным молотком буксы и колёсные пары, оцениваем состояние кузова, ходовых частей, для верности подлезая под вагон. Если неисправность небольшая, устраняем её самостоятельно. В случае серьёзного дефекта, вагон отцепляется.

Именно так пришлось поступить и 13 мая. Обнаруженная Олегом Шатохиным трещина длиной 150 мм в боковой раме тележки могла привести к её излому и сходу вагона.

– Не увидеть трещину было трудно. Образовавшаяся на этом месте ржавчина при дневном свете сразу бросилась в глаза. Далее я действовал строго по инструкции: доложил о неисправности дежурному ПТО, «больной» вагон отцепили, – вспоминает железнодорожник.

– Не является ли профессиональным везением обнаружение дефекта в подвагонном оборудовании для людей вашей специальности? – аккуратно интересуюсь я у осмотрщика-ремонтника.

– На железной дороге я с 1993 года. За это время осмотрел не одну тысячу вагонов, обнаружил не одну сотню неисправностей. Большинство из них мы устраняем на месте. А вот серьёзные, которые требуют отцепочного ремонта, я в памяти держу крепко. Да и все мои коллеги их запоминают. Что уж тут лукавить, мы считаем профессиональной удачей найти такой брак во время осмотра. Но радость в такие моменты быстро сменяется тревогой. Появляются мысли: «А что если бы пропустил», «А ведь в поезде могли быть люди». Именно поэтому каждый вагон нужно осматривать так, чтобы потом ложиться спать с чистой совестью, – подмечает Олег Шатохин и добавляет в повествование порцию обнадёживающей статистики о том, что в последние годы трещин в тележках и колёсных парах стало заметно меньше. Чувствуется, что улучшилось качество литья. Однако идеальных поездов, где все вагоны были бы «здоровыми» и ни одному из них не требовалась бы помощь осмотрщика-ремонтника, он что-то не припомнит.

Когда глаз намётан, многие дефекты видны при движении поезда. А при простукивании колёсных пар их отчётливо улавливает ухо осмотрщика-ремонтника. У людей этой профессии слух, если не музыкальный, то всё равно очень тонкий, способный различить оттенки звуков от ударов инструмента о железо.

– Напоминающий звон камертона, протяжный и мелодичный говорит о том, что колесо «здорово». А если при ударе о колесо слышишь глухой звук – это повод для беспокойства. В общем-то, в обнаружении дефектов колёсных пар особых сложностей нет. С опытом это умение приходит ко всем, – скромничает собеседник.

– Я бы сказал, что почти ко всем, – говорит заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Орехово-Зуево по кадрам и социальным вопросам Константин Собянин. – Хороший осмотрщик-ремонтник должен обладать профессиональным чутьём и высоким уровнем ответственности. В Шатохине сочетаются мастерство, трудолюбие, исполнительская дисциплина – то, что в этой профессии ценится особенно.

Немаловажную роль в становлении осмотрщиков-ремонтников предприятия играет обучение. Вагонники депо регулярно проходят аттестацию, которая, к слову, сохраняет в коллективе здоровую конкуренцию, позволяет выявить слабые стороны тестируемых и выстроить их дальнейший образовательный маршрут. Положительные плоды приносит обучение в Подбельском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Кстати, в год курсы с отрывом от производства проходят 120 железнодорожников предприятия.

Другое звено в системе работы с кадрами – организация техзанятий. Их проводят в оборудованном по последнему слову техники классе, а также на учебном полигоне, где в натурных образцах вагонов представлены, пожалуй, все возможные неисправности – начиная от «ползунов» и «наваров» и заканчивая трещинами в литых деталях тележек.

Комплексная работа с кадрами, которая, к слову, ведётся в Орехово-Зуево рука об руку с профсоюзом, приносит свои положительные плоды. По словам Константина Собянина, на предприятии трудится немало людей, достойных того, чтобы о них написали в газете. Что же касается Олега Шатохина, то он представлен к знаку «За безопасность движения на Московской железной дороге». В прошлом году Олегу Владимировичу за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, образцовое выполнение служебных обязанностей и личный вклад в обеспечение устойчивой работы Центральной дирекции инфраструктуры была торжественно вручена благодарность от заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника ЦДИ Геннадия Верховых.
Автор: Наталья Щевелева