Найти и обезвредить Октябрьская магистраль

Найти и обезвредить

Алексей Остапчук, старший электромеханик Мурманского регионального центра связи Октябрьской дирекции связи

Внимательность и расторопность электромеханика помогли избежать трагедии

Старший электромеханик Мурманского регио­нального центра связи Октябрьской дирекции связи (РЦС-5) Алексей Остапчук обнаружил в междупутье опасную находку и тем самым спас жизни работников магистрали и жителей близлежащих районов.   

– Этой зимой насыпало много снега, – вспоминает Алексей. – Каждый день и ночь на снегоборьбу от РЦС вызывали по одному человеку на вторую очередь. Вот и в тот день, несмотря на то, что на календаре было уже 1 марта, работы по очистке от снега междупутья хватало, и я вместе с путейцами занимался пневмообдувкой.

Переходя от одного стрелочного перевода к другому, с тяжёлым многометровым шлангом в руках, старший электромеханик не удержал равновесия и упал в сугроб. Пытаясь встать, задел какой-то металлический предмет. Быстро поднялся, разгрёб снег рукавицей, оказалось – открытый электрораспределительный трёхфазный силовой шкаф.

– Ни с путей, ни с тропинки его было не видно из-за сугробов, – рассказывает Алексей. – Я естественно, по профессиональной привычке обратил внимание на состояние этого силового шкафа. Такое оборудование следует держать наглухо закрытым, а дверцы были нараспашку. У меня возникло подозрение, что шкаф не обесточен. Я проверил его бесконтактным индикатором, и точно – под напряжением! Бросился за указателем напряжения, проверил, результат тот же – напряжение есть, о чём я сразу же доложил диспетчеру дистанции энергоснабжения.

Проблему устранили быстро.

– Обычно эти трёхфазные шкафы служат для подключения путевого оборудования, скажем, отрезной машинки или сварочного аппарата. Как получилось, что этот силовой шкаф после окончания трудового дня остался не выключенным путейцами – сказать сложно, могу только предположить, – рассуждает Алексей. – По инструкции по окончании работ ящик полагается обесточить. Рубильник находится на закрытом электрощите, расположенном здесь же, на станции. Скорее всего, у бригады путейцев не было доступа к электрощиту и, как следствие, к рубильнику. Правда, в таком случае, они должны были известить о возникших сложностях своё руководство.

Кстати, шкаф этот, принадлежащий энергетикам, мало того, что не был отключён, так ещё имел серьёзные повреждения, и, если бы не бдительность Алексея, он мог бы стать источником смертельной опасности для работников дороги: 380 В – это ведь не шутка.

– Непонятно, как этот трёхфазный ящик могли упустить из виду проверяющие службы, – рассуждает Остапчук. – Соответствующие проверки проходят у нас регулярно. Но, видимо, расположение силового шкафа делает его малозаметным. Зимой его закрывают сугробы, а у специалистов, возможно, «замылился» глаз, и они проходили мимо, не замечая этого объекта.

Алексей Остапчук работает на дороге уже 11 лет, и всё это время – с безупречной репутацией.

– Грамотный, квалифицированный специалист, к тому же ответственный и обладающий творческой жилкой, – сказал начальник РЦС-5 Григорий Иванов. – Он человек, про которых говорят «он на своём месте», активный и неравнодушный, по-настоящему болеющий за свою работу. И, кстати, творческие мысли не покидают его и в свободное время.

Коллеги рассказывают, что зачастую Остапчук приходит после выходных и выдаёт свои идеи. Алексей, автор множества рацпредложений, способствующих оптимизации железнодорожной радиосвязи, нашёл решение целого ряда технических проблем.

– Он не из тех людей, которые работают от звонка до звонка, а во всё остальное время о железной дороге и не вспоминают, – продолжает Григорий. – Если человек выдаёт идеи в понедельник, значит, думает о деле и в выходные дни. Рацпредложения Алексея рождаются в результате потребности в усовершенствовании какого-то оборудования, применяемого специалистами нашего предприятия. Вследствие своей нужности его идеи быстро внедряются и находят своё воплощение, не залёживаясь в бумажном виде. Например, радиостанция Motorola укомплектована либо пультом управления, либо выносным микрофоном. Остапчук внёс рацпредложение, позволяющее использовать и то, и другое одновременно.

Пояснить суть этого новшества можно на примере мобильного телефона. При пользовании мобильником человек имеет возможность говорить, поднося аппарат к уху, или пользуясь громкой связью. Но в Motorola эти функции были несовместимы, и теперь, после усовершенствования аппарата, можно пользоваться опцией «свободные руки», что заметно облегчает труд диспетчеров. «Радиотехника – это увлечение, выросшее из моей любимой профессии», – говорит Алексей.

За обнаружение силового шкафа и оперативные действия по его обесточиванию Алексей стал одним из победителей дорожного проекта «Вектор безопасности», за что он получил Благодарность начальника железной дороги.
Автор: Елена Харламова