Делаю, что должен Транссиб

Делаю, что должен

Виктор Тарадойна, машинист крана на железнодорожном ходу путевой машинной станции №216

Для Виктора Тарадойна государственная награда стала полной неожиданностью, хотя за плечами больше 35 горячих трудовых лет лет работы на магистрали

Машинист крана на железнодорожном ходу путевой машинной станции (ПМС) №216 Западно-Сибирской магистрали Виктор Тарадойна награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. «Когда узнал об этом, подумал, что шутка, – признаётся железнодорожник, – ведь ничего из ряда вон выходящего я не совершил. Просто работаю, делаю, что должен».

Новость о награде и первые поздравления Виктор Владимирович получил от дочери Ольги. В тот момент он был в дороге – возвращался из Новосибирска в родной Карасук, и было время хорошенько об этом подумать. «За что, как и почему?» – вопросы невольно крутились в голове. Вспомнился случай, когда коллега обнаружил трещину в тележке грузового вагона. Работнику, который предотвратил потенциальное крушение, присвоили звание «Почётный железнодорожник». Виктор Тарадойна такими историями похвастаться не может, но за его плечами – больше 35 трудовых лет на магистрали. Без ложной скромности он называет работу железнодорожника тяжёлой, но отмечает, что результат приносит удовлетворение.

Душа радуется

До 1983 года Виктор Владимирович работал на молочном консервном комбинате в Карасуке. Но после рождения ребёнка, когда вопрос о приобретении собственного жилья встал особенно остро, понял – нужно что-то менять. Решение подсказал работник ПМС, начальник машины ВПО-3000 Сергей Гарнагин, который предложил Виктору перейти в транспортную отрасль, ведь тогда железнодорожникам выделяли квартиры. Так он стал сначала помощником машиниста, а затем и машинистом железнодорожно-строительной машины ВПО-3000.

– Четыре года, пока дом строился, жили в вагончиках. Так было, наверное, во всех ПМС – жилые колонны из вагончиков, – вспоминает труженик магистрали. – Хотя и там я толком не жил. Тогда машины ВПО-3000 были очень востребованы, поэтому постоянно работал. В субботу приезжал, а в воскресенье снова уезжал. Практически жена сама детей воспитывала и с хозяйством справлялась. Но работа, конечно, интересная и очень мне нравилась. Вот положили решётку, отсыпали её балластом, и машина ВПО-3000 делает выправку. Смотришь вперёд – там путь перекошен. Обернёшься назад – всё аккуратненько лежит, балластная призма сделана, как нужно. Всё классно. Душа радуется.

Тех, кто неравнодушен к своему делу, в коллективе путевой машинной станции много, считает Виктор Тарадойна. Уже тогда, в 80-е годы, работники вносили рационализаторские предложения, которые помогали улучшить результаты. К примеру, когда отказались от асбеста в пользу щебня, труженики заметили, что типовые щётки железнодорожно-строительных машин, чья задача убрать лишний балласт, не справляются со своей задачей. Вернее, они больше подходят именно для асбеста. Чтобы убрать лишний щебень, работники ПМС №216 соорудили сзади ВПО-3000 специальный клин. С его помощью выгребался из колеи лишний балласт и ссыпался сбоку от пути. Такое решение, говорит машинист крана, пришло не сразу – нужно было перепробовать несколько вариантов. Но в итоге железнодорожное полотно снова радовало глаз, а своей работой можно было гордиться. Эта придумка не устарела и сейчас.

Больше 18 лет Виктор Владимирович проработал машинистом железнодорожно-строительной машины ВПО-3000. За сезон, который длился с апреля по ноябрь, нужно было подбить в среднем около 100 км пути. Пройдя больше двух тысяч километров под управлением твёрдой руки железнодорожника, «старушка» ВПО-3000 отправилась на заслуженный отдых. Оставшись без «боевого коня», Виктор Тарадойна перешёл на работу с хоппер-дозаторными вертушками.

В гармонии с природой

Как и многим, работа на магистрали открыла для Виктора Тарадойна возможность маленьких путешествий. Даже на небольших станциях он находил для себя интересные вещи и удивительные явления.

– Когда едешь в командировку, всё кажется нестандартным. Тем более, когда молодой и ещё нигде не был, – рассказывает труженик магистрали. – В начале 2000-х годов, когда я уже работал машинистом хоппер-дозаторной вертушки, мы оказались на станции Бочаты. Спросили у местных, где воды набрать в вагон. А там через весь посёлок бежит ручей метра полтора-два шириной. Нам показывают на него и говорят: «Да вот тут и наберите». Мы сначала возмутились – мало ли что в этой воде? Привыкли, что люди выкидывают везде что ни попадя. Но не в этом случае: они берегут этот ручей, потому что сами из него пьют. Меня это поразило! И вода до того вкусная – по сей день помню. Вот как можно людей воспитать с детства.

Железнодорожник и сам старается существовать в гармонии с природой. Тем более, что управляя машинами, часто приходится сталкиваться с животными. На территории ПМС частенько появляются пушистые гости. К примеру, лисица выведет за забором своё потомство, и зверьки людей уже не боятся – видят их с детства и подпускают к себе. Машинист рассказал, как однажды в старом вагоне завёлся зайчонок. Пришлось выкармливать маленького «квартиранта» морковью. И товарищам-охотникам не дай бог было обмолвиться. Ушастый подрос и убежал в лес к своим сородичам. А на душе до сих пор тепло.

Можно положиться

В 2006 году на магистрали снова случились перемены: все хоппер-дозаторные вертушки передали из ПМС в вагонное депо Татарская. Виктору Владимировичу предложили освоить новую специальность. Отучившись в Новокузнецкой дорожно-технической школе, он получил в распоряжение кран. Новая работа поначалу далась нелегко, признаётся железнодорожник. Когда четверть века торопят, просят быстрее сделать свою работу и освободить дорогу другим, сложно перестроиться на размеренный темп. Кран не терпит спешки, а требует плавности и аккуратности. Постепенно втянувшись, железнодорожник овладел новым ремеслом.

– Специфика работы такова, что кран не каждый день нужен. Не сидеть же без дела! Приходится работать слесарем и выполнять другие обязанности. Идёшь на планёрку и не знаешь, кем сегодня работаешь, – говорит машинист. – Но сложнее всего, когда задачи постоянно меняются. В любую минуту могут позвонить на сотовый и дать новое задание. Однажды мне шесть раз за день задание меняли. Приходится быстро переключаться. Так вот жизнь и катится. Поэтому радуешься, когда день спокойно проходит: получил задание и работаешь. Выполнил – сам доволен.

В такой динамичной работе особенно важны сплочённость и настрой товарищей. Свой коллектив Виктор Тарадойна иначе, как замечательным, не называет. Нет ни «бегунков», ни пристрастных к алкоголю. Зато много в нём тех, на кого можно положиться, кто готов день и ночь выполнять свою работу. И это не только старожилы, но и молодёжь – все трудятся с полной отдачей. Машинист крана считает, что именно молодых железнодорожников нужно поощрять в первую очередь, чтобы поддерживать в них желание работать лучше. Сам же он задумывается о заслуженном отдыхе и уже подготовил преемника.
Автор: Дарья Доротова