Уральская магистраль

Идеальный алгоритм действий

Светлана Юденкова, Андрей Капустин, Сергей Пятых, начальник поездной бригады вагонного участка Тюмень Уральского филиала АО «ФПК», работник вагона-ресторана, проводник поездной бригады вагонного участка Тюмень Уральского филиала АО «ФПК»

При ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия на переезде бригада проводников эвакуировала пассажиров в безопасное место и спасла от гибели водителя бензовоза

Юденкова.jpg   Капустин.jpg   Пятых.jpg

Прошло уже немало времени после столкновения пассажирского состава и тягача, но проводники поезда Адлер – Нижневартовск всякий раз, когда их состав следует по перегону Шенджий – Энем-2 Северо-Кавказской магистрали, невольно смотрят в окна вагона.

Давно уже восстановлены сбитые бензовозом шесть опор контактной сети однопутного электрифицированного участка Энем – Горячий Ключ, но всё ещё видны следы обгоревших рядом с магистралью кустарников, нескольких деревьев, бросаются в глаза участки выжженной земли. И сразу в памяти всплывает тот день, 1 июня.

Тогда поездная бригада вагонного участка Тюмень Уральского филиала АО «ФПК» отправлялась в свой обычный рейс. Начальник состава Светлана Юденкова пожелала пассажирам счастливого пути, проинструктировала проводников. Среди них – Сергей Пятых, проработавший на транспорте более шести лет, и Александр Чернов, стаж которого на дороге превышает 17 лет. Пассажиры прильнули к окнам: проезжали красивейшие места на побережье Черного моря – Хосту, Сочи, Горное Лоо, Лазаревское. У Туапсе попрощались с морем: поезд уходил на Краснодар. Примерно в 14:50 состав вдруг резко начал тормозить. Затем последовал сильный толчок и скрежет.

Светлана Юденкова безуспешно пыталась связаться с локомотивной бригадой. Потом выглянула из вагона: впереди, вплотную к электровозу с левой стороны привалилась боком большая бочка бензовоза. От неё шёл чёрно-серый дым, мелькали языки пламени. Начальник поезда вызвала спасателей МЧС и направилась в голову состава. Перебегая из вагона в вагон, организовывала проводников, чтобы те быстро и слаженно эвакуировали пассажиров в хвост состава.

Сотрудники поездной бригады стали открывать двери в тамбурах, помогать переносить вещи. Сложность была в том, что слева по ходу поезда шла лесополоса, а справа рос густой кустарник. И тем не менее в течение пяти–семи минут люди были отведены на безопасное расстояние.

– К счастью, ни среди пассажиров, ни тем более среди проводников не возникло паники, – вспоминала впоследствии Светлана Евгеньевна.

Потом поездная бригада и работники вагона-ресторана начали огнетушителями сбивать пламя с 10-го вагона, находящегося вплотную к оторвавшейся от грузовика кабине. Представители штабного вагона – Александр Чернов, Сергей Пятых и работник вагона-ресторана Андрей Капустин вместе с начальником поезда пробежали вперёд, в начало состава. Здесь стала проясняться картина ДТП и его причины. Оказалось, что водитель тягача MAN с цистерной дизтоплива решил проскочить на неохраняемом переезде однопутного железнодорожного пути на запрещающий сигнал светофора. Причём сделал это перед приближавшимся пассажирским поездом. Бригада эксплуатационного локомотивного депо Сальск Северо-Кавказской дирекции тяги сделала всё, чтобы уменьшить силу удара при столкновении: машинист применил экстренное торможение, но наезда избежать не удалось. Локомотив протаранил вставший на переезде тягач, да так, что его разорвало. Кабину с водителем отбросило в одну сторону от состава. А цистерну зацепил электровоз и по инерции протащил эту готовую взорваться в любой момент бочку на несколько десятков метров от переезда. При этом оказались повреждены опоры контактной сети. Машинист и его помощник покинули локомотив, когда тот полностью остановился, и его охватило пламя.

Первыми к деформированной кабине тягача подбежали Сергей Пятых, Александр Чернов и Андрей Капустин. Сергей пеной огнетушителя сбивал пламя. Когда пробился к кабине, хотел полностью залить её пеной. Но тут увидел водителя: тот был в крови, едва шевелился – не мог самостоятельно выбраться из груды искорёженного металла. Дверь кабины оказалась накрепко заклинена, поэтому проводникам пришлось сбегать в вагон за ломиком.

– Мы вскрыли кабину, осторожно вытащили водителя, – рассказал Александр Чернов. – И сделали это вовремя: через минуту после того, как его отнесли на безопасное расстояние, раздался сильный хлопок, и топливный бак на тягаче загорелся.

На место происшествия уже прибывали спасатели и кареты скорой помощи. У тринадцати пассажиров медики зафиксировали лёгкие ушибы, ссадины. Большинство всё еще находились под воздействием сильного стресса. Локомотивная бригада также получила травмы. У машиниста Михаила Комарова зафиксированы ожоги кистей и предплечья, у помощника Дмитрия Цаканяна врачи подозревали сотрясение мозга. Обоих сразу же увезли в больницу. Администрация ближайшего города Шенджий распорядилась останавливать все рейсовые автобусы на трассе, высаживать из них пассажиров и направлять транспортные средства к месту катастрофы. Все пассажиры остановленного поезда – 189 человек на девяти автобусах были отправлены в Краснодар, где их разместили на вокзале, в зале повышенной комфортности, обеспечили горячим питанием и водой. 

В том, что эвакуация пассажиров прошла чётко и слаженно – немалая заслуга начальника поезда. У Светланы Евгеньевны большой опыт работы на железной дороге – почти четверть века. Профессию выбрала не без влияния родителей экс-супруга, которые были проводниками пассажирского поезда. Сначала она трудилась проводником – свыше 15 лет. Назначение начальником поезда в 2009 году стало для неё неожиданным – она никогда не рвалась на руководящие должности. В свой первый рейс много волновалась, часто звонила по телефону начальству, чтобы уточнить регламент, который, впрочем, и сама отлично знала. Постепенно всё наладилось, и в 2018 году за свой труд она даже была отмечена благодарностью начальника филиала АО «ФПК».

Самоотверженные действия работников вагонного участка (ЛВЧ) Тюмень Уральского филиала АО «ФПК» во время чрезвычайного происшествия на железной дороге были отмечены по достоинству. В середине июня начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников на поездном совещании наградил героев. За участие в эвакуации пассажиров и спасение водителя из горящей машины Светлане Юденковой, Сергею Пятых и Андрею Капустину были объявлены благодарности генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» и генерального директора АО «ФПК», вручены именные часы начальника Свердловской магистрали. А на днях стало известно, что Александр Чернов повышен в должности – переведён на должность начальника поезда. Ранее он был отмечен знаком «Лучший сотрудник ФПК».

– И Светлана Юденкова и Александр Чернов всегда активно участвуют в общественной жизни нашего предприятия, – рассказала председатель первичной профсоюзной организации ЛВЧ Тюмень Светлана Ганихина. –  Они постоянно задействованы в конкурсах мастерства, которые организуются при поддержке профсоюза. Это активные и энергичные люди, и то, что они совершили такой подвиг, характеризует их как неравнодушных и ответственных людей.
Автор: Владимир Андреев