Четверть века без единой ошибки
Марина Серова, дежурная по станции Лукоянов (ГЖД)Во время недавнего весеннего комиссионного осмотра начальник Горьковской дороги Анатолий Лесун с участниками объезда зашёл в комнату дежурного по станции Лукоянов, проверил ведение документации, задал дежурному Марине Серовой сложные вопросы, проверяя её знания. Похвалил, вручил почётную грамоту за четверть века безупречной работы – за все эти годы она не допустила ни одной ошибки. И тут же посетовал на то, что Марина Юрьевна собирается на пенсию: «Очень жаль. Вы прекрасный работник».
Впрочем, пенсионеркой Марина Юрьевна стала не по своему желанию, а по воле обстоятельств – нужна постоянная помощь больной маме.
Работа дежурного по небольшой станции может показаться рутинной: поездов не так много, погрузка, выгрузка и маневровая работа невелики. Но долгие годы работы приучили Марину Юрьевну к тому, что надо быть всегда готовой к нестандартной ситуации.
Минувшей весной она дважды в экстренном порядке пропускала пожарный поезд – вблизи перегонов на юге Нижегородской области горели трава и кусты. Случалось вызывать скорую к пассажирским поездам, помогать отставшим пассажирам – как в один из весенних дней. Тогда Марина Серова только что отправила со станции поезд Самара – Санкт-Петербург. Мимо окна проплыли, набирая скорость, вагоны. Время близилось к десяти утра, в движении по графику ожидалось затишье: Лукоянов – станция небольшая на однопутной линии. Тут в окно постучали. Мужчина в спортивных штанах и бутылкой лимонада в руках сбивчиво объяснил: пока бегал за водой в киоск рядом с платформой, поезд ушёл.
Дежурная могла поступить по правилам: сообщить об отставшем пассажире поездной бригаде, чтобы его багаж оставили на одной из станций по пути следования, затем ближайшим поездом отправить туда бедолагу. Но ближайший поезд в нужную сторону будет только через сутки.
Марина Серова решила сделать по-другому, благо на станции затишье. Обзвонила знакомых, нашла среди них человека, который собирался ехать на машине в Арзамас. Поезд на этой станции стоит долго, есть шанс его догнать. Уговорила знакомого заехать на вокзал за отставшим пассажиром. Через полтора часа он позвонил Серовой на сотовый: всё отлично, пассажир и его багаж снова в одном вагоне.
«Марина Юрьевна – настоящий профессионал, – говорит начальник станции Лукоянов Любовь Антонова. – Работу знает до мелочей, никогда не жалела времени, если кому-то требовалось помочь, подменить, дать совет».
В молодости Марина Серова работать на железной дороге не собиралась, хотя выросла в железнодорожной семье, причём непростой. История этой семьи, написанная её сыном, хранится в местном железнодорожном музее. Отец Марины Юрий Серов был внуком сормовского рабочего-двадцатипятитысячника, организатора колхоза на юге нижегородских земель. В послевоенные годы он устроился стрелочником на станцию Венец, потом выучился на дежурного. Работал на станции Поя, которую спустя два года возглавил. Потом Юрия Серова перевели на станцию покрупнее – в город Лукоянов. Здесь даже спустя многие годы прекрасно помнят, как он руководил станцией, которая тогда была не в пример крупнее – с локомотивным депо, солидной погрузкой и выгрузкой. Мама Марины Юрьевны трудилась приёмосдатчиком. Дед, отец матери, в прошлом работал стрелочником. Семейные ужины – если, конечно, обстановка на станции и график работы позволяли собраться за одним столом – быстро переходили в своего рода производственные совещания.
«Я усвоила на всю жизнь, какая это непростая работа, что она требует и знаний, и ответственности, и корректности в отношениях с сослуживцами», – говорит Марина Серова.
Но выбрала она самую современную в те годы профессию – техника по механизации счётно-вычислительных работ. После техникума девушку ждала работа на ЭВМ в цехе одного из оборонных заводов. Но наступили 1990-е, производство падало, завод лихорадило. Зато компьютеры в те годы пришли на железную дорогу, потребовались специалисты. Марина вернулась в Лукоянов. Сначала поработала на станции телеграфистом, затем техником-оператором ЭВМ. По мере совершенствования технологии в 2006 году эту работу передали дежурному по станции. И Марина Юрьевна освоила новую профессию, заочно отучившись в железнодорожном техникуме.
На пенсии Марина Серова живёт, как прежде, возле пути, в двух километрах от своего поста СЦБ. Видит и слышит каждый поезд, по нему узнаёт, сколько времени. И если потребуется помощь или что-то объяснить молодёжи, она тут же прибежит на станцию.