Четверть века без единой ошибки Волжская магистраль

Четверть века без единой ошибки

Марина Серова, дежурная по станции Лукоянов (ГЖД)

Марина Серова награждена почётной грамотой начальника ГЖД за 25 лет безупречной работы

Во время недавнего весеннего комиссионного осмотра начальник Горьковской дороги Анатолий Лесун с участниками объезда зашёл в комнату дежурного по станции Лукоянов, проверил ведение документации, задал дежурному Марине Серовой сложные вопросы, проверяя её знания. Похвалил, вручил почётную грамоту за четверть века безупречной работы – за все эти годы она не допустила ни одной ошибки. И тут же посетовал на то, что Марина Юрьевна собирается на пенсию: «Очень жаль. Вы прекрасный работник».

Впрочем, пенсионеркой Марина Юрьевна стала не по своему желанию, а по воле обстоятельств – нужна постоянная помощь больной маме.

Работа дежурного по небольшой станции может показаться рутинной: поездов не так много, погрузка, выгрузка и маневровая работа невелики. Но долгие годы работы приучили Марину Юрьевну к тому, что надо быть всегда готовой к нестандартной ситуации.

Минувшей весной она дважды в экстренном порядке пропускала пожарный поезд – вблизи перегонов на юге Нижегородской области горели трава и кусты. Случалось вызывать скорую к пассажирским поездам, помогать отставшим пассажирам – как в один из весенних дней. Тогда Марина Серова только что отправила со станции поезд Самара – Санкт-Петербург. Мимо окна проплыли, набирая скорость, вагоны. Время близилось к десяти утра, в движении по графику ожидалось затишье: Лукоянов – станция небольшая на однопутной линии. Тут в окно постучали. Мужчина в спортивных штанах и бутылкой лимонада в руках сбивчиво объяснил: пока бегал за водой в киоск рядом с платформой, поезд ушёл.

Дежурная могла поступить по правилам: сообщить об отставшем пассажире поездной бригаде, чтобы его багаж оставили на одной из станций по пути следования, затем ближайшим поездом отправить туда бедолагу. Но ближайший поезд в нужную сторону будет только через сутки.

Марина Серова решила сделать по-другому, благо на станции затишье. Обзвонила знакомых, нашла среди них человека, который собирался ехать на машине в Арзамас. Поезд на этой станции стоит долго, есть шанс его догнать. Уговорила знакомого заехать на вокзал за отставшим пассажиром. Через полтора часа он позвонил Серовой на сотовый: всё отлично, пассажир и его багаж снова в одном вагоне.

«Марина Юрьевна – настоящий профессионал, – говорит начальник станции Лукоянов Любовь Антонова. – Работу знает до мелочей, никогда не жалела времени, если кому-то требовалось помочь, подменить, дать совет».

В молодости Марина Серова работать на железной дороге не собиралась, хотя выросла в железнодорожной семье, причём непростой. История этой семьи, написанная её сыном, хранится в местном железнодорожном музее. Отец Марины Юрий Серов был внуком сормовского рабочего-двадцатипятитысячника, организатора колхоза на юге нижегородских земель. В послевоенные годы он устроился стрелочником на станцию Венец, потом выучился на дежурного. Работал на станции Поя, которую спустя два года возглавил. Потом Юрия Серова перевели на станцию покрупнее – в город Лукоянов. Здесь даже спустя многие годы прекрасно помнят, как он руководил станцией, которая тогда была не в пример крупнее – с локомотивным депо, солидной погрузкой и выгрузкой. Мама Марины Юрьевны трудилась приёмо­сдатчиком. Дед, отец матери, в прошлом работал стрелочником. Семейные ужины – если, конечно, обстановка на станции и график работы позволяли собраться за одним столом – быстро переходили в своего рода производственные совещания.

«Я усвоила на всю жизнь, какая это непростая работа, что она требует и знаний, и ответственности, и корректности в отношениях с сослуживцами», – говорит Марина Серова.

Но выбрала она самую современную в те годы профессию – техника по механизации счётно-вычислительных работ. После техникума девушку ждала работа на ЭВМ в цехе одного из оборонных заводов. Но наступили 1990-е, производство падало, завод лихорадило. Зато компьютеры в те годы пришли на железную дорогу, потребовались специалисты. Марина вернулась в Лукоянов. Сначала поработала на станции телеграфистом, затем техником-оператором ЭВМ. По мере совершенствования технологии в 2006 году эту работу передали дежурному по станции. И Марина Юрьевна освоила новую профессию, заочно отучившись в железнодорожном техникуме.

На пенсии Марина Серова живёт, как прежде, возле пути, в двух километрах от своего поста СЦБ. Видит и слышит каждый поезд, по нему узнаёт, сколько времени. И если потребуется помощь или что-то объяснить молодёжи, она тут же прибежит на станцию.
Автор: Николай Морохин