Столбовой мастер Волжская магистраль

Столбовой мастер

Павел Копнин, монтёр Муромской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры

Павел Копнин удостоен звания «Почётный работник Горьковской железной дороги»

«Почётный работник Горьковской железной дороги» – этого звания монтёр Муромской дистанции пути Павел Копнин удостоился в июне за пикетные столбики, которые он изготавливает.

Пикетные столбики вдоль путей обозначают 100-метровые отрезки – пикеты. Их видели все путешествовавшие по железной дороге, но мало кто задумывался, откуда эти столбики берутся. Не думал об этом раньше и Павел Копнин, а тем более не мог представить, что будет сам их делать.

Павел вырос в небольшом посёлке на юге Нижегородской области. Отслужив срочную в Ракетных вой­сках, остался в армии, стал прапорщиком, учил молодёжь обращению с техникой. Спустя четверть века вышел в отставку. Жизнь военного пенсионера Копнина не привлекала, как и обычная для бывших военных профессия вахтёра или охранника.

«Привык к дисциплине, порядку, субординации – без этого не могу существовать. Ценю чёткость распоряжений и исполнения. И нашёл всё это на железной дороге. Вначале устроился работать временно. Потом взяли уже на постоянную должность монтёра в дистанцию искусственных сооружений», – рассказывает он.

Павел Копнин обслуживал мосты: красил, чистил от налетевшего снега, готовил к паводку. Мостов на линии Москва – Казань в районе Мурома много: через Велетьму, через Тёшу, почти километровый через Оку. Тут требовалось и здоровье, и определённая выдержка, чтобы работать над водой на большой высоте, притом что мост ходит ходуном от проносящегося по нему поезда.

Спустя три года Павла перевели в дистанцию пути. Муромских путейцев в ту пору критиковали за сбои в работе, менялись руководители. Всё изменилось, когда на должность начальника дистанции назначили Владимира Барабанова. Он предложил Копнину заняться неожиданным делом. В дистанции есть помещение с кран-балкой и путями для вагонетки, в котором можно наладить изготовление бетонных столбиков. Барабанов был уверен: помимо латания прорех в работе надо поднять культуру производства, эстетику. Пикетные столбики на магистральной линии, ра­зумеется, стояли, но многие были установлены косо, выглядели неважно, а цифры на них путейцы писали в меру своих способностей к каллиграфии.

Начальник дистанции достал металлические формы для заливки бетона. Материал – песчано-гравийная смесь, цемент, проволока в качестве арматуры. Не одна неделя ушла у Копнина на освоение технологии. Первые отливки выходили то с выщербинами, то некрепкими. Опытным путём выяснил: смесь для столбиков нужна не любая, а без глины. Застывает бетон двое суток, и в холодную погоду надо позаботиться о подогреве отливки. Остальное решают сильные руки и взаимопонимание работающих. Кран-балка, конечно, очень помогает, но требуется ворочать и мешки с цементом перед замесом, и готовые столбики. За рабочий день Копнин с напарником заливали девять пикетных столбиков – на 1 км пути (вместо десятого устанавливается высокий километровый столб). Так и продвигались, заменяя пикетные столбики на магистральной линии на своей дистанции от Черусти, где граница с Московской дорогой, до Родяково, – 145 км.

Конечно, Копнину и его напарнику приходилось работать и на линии, когда их руки требовались на срочной работе по обслуживанию пути или расчистке снега. Но пикетные столбики стали их главным занятием. Потом они взялись за изготовление предельных столбиков и километровых столбов, за переездные столбики, которых должно быть 40 штук на каждом пересечении шоссе с железной дорогой.

«Пикетные столбики я делаю с напарником уже шесть лет, – рассказывает Павел Копнин. – Начинал с Николаем Пчелинцевым.

К сожалению, его больше нет, сейчас – с Максимом Марковым. Мы очень гордимся нашими пикетными столбиками – они получаются красивые».

Сейчас Копнин изготавливает пикетные столбики и для других дистанций. Муромская продукция пользуется спросом – и качество, и внешний вид на высоте.

Во время недавнего комиссионного осмотра руководители дороги заглянули в маленький цех Муромской дистанции пути, понаблюдали за работой Копнина и Маркова, похвалили мастеров, поинтересовались у руководителя дистанции их послужным списком. Вскоре Павел Копнин узнал: подписан приказ, в котором он отмечен высшей наградой магистрали – знаком «Почётный работник Горьковской железной дороги».
Автор: Николай Морохин