Каждый выход с результатом Восточно-Сибирский путь

Каждый выход с результатом

Олег Абрамов, дефектоскопист Новочарской дистанции пути

В Новой Чаре работает дефектоскопист Олег Абрамов, получивший за свой безупречный труд звание почётного железнодорожника

Кто-то может подумать, что немудрено в юбилейный для Байкало-Амурской магистрали год попасть в наградные списки. Но в случае с Олегом Абрамовым награда досталась более чем заслуженно. Уже долгие годы он является одним из самых результативных дефектоскопистов Новочарской дистанции пути.

Удача или закономерность

В коллективе Олег Сергеевич человек уважаемый. Бамовец старой закалки, столкнувшийся в своей жизни со многими перипетиями, что не помешало ему реализоваться как замечательному специалисту, не просто качественно выполняющему свои обязанности, а имеющему настоящую историю.

Практически ни один выход «в поле» у Олега Абрамова не проходит без тревожного сигнала. Мастерство, помноженное на опыт, помогает ему безошибочно настраивать дефектоскопическое оборудование и находить даже самые мелкие неисправности, не говоря уже об остродефектных рельсах и более серьёзных замечаниях.

– Олег Сергеевич – один из лучших работников дистанции пути. На протяжении многих лет он является общественным инспектором по безопасности движения и в данной деятельности проявляет особую активность, неоднократно выявлял замечания, угрожающие безопасности движения поездов, и принимал меры по ограничению скоростей. По итогам 2018 года им было проверено более 400 километров железнодорожного пути и около 300 стрелочных переводов, выявлено 11 остродефектных рельсов и 51 дефектный рельс, более 1000 за-мечаний по текущему содержанию пути. Является наставником молодёжи, щедро делится с ними своими знаниями и опытом работы, – даёт характеристику Олегу Абрамову заместитель начальника Новочарской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Сергей Глущенко.

Сам же дефектоскопист отмечает, что результатами своей деятельности хвастаться не привык. И когда спрашиваешь его, какие самые памятные обнаружения были в текущем году, он скромно отвечает, что были какие-то, но всего не упомнишь:

– У нас ведь участок особенный и по климатическим условиям, и по рельефу, и по интенсивности движения, и даже по техническим характеристикам инфраструктуры. Поэтому всегда, особенно зимой, каждый выход любого профессионального дефектоскописта снабжён находками, ведущими к ограничению скорости от 60 до 40 км/ч. Что поделать – это наша работа, – признаётся мой собеседник.

Тем не менее только в этом году на счету у оператора дефектоскопной тележки Абрамова уже несколько обнаруженных остродефектных рельсов. Среди них по коду 21 – поперечные трещины в головке рельса, способные привести к хрупкому излому, а также по коду 53 – трещины от болтовых отверстий в шейке рельса и другие.

При взгляде на эту ситуацию возникает резонный вопрос: действительно ли такой ритм работы у дефектоскописта в ПЧ-27 – проявление закономерности внешних обстоятельств и профессиональных качеств или всё же в этом есть элемент случайности?

Уроки дефектоскопии

Ответ на вопрос даёт всё тот же Олег Абрамов, для которого профессия дефектоскописта с самого детства является чуть ли не путеводной звездой.

Потомственный железнодорожник родился в посёлке Ерофей Павлович на границе Амурской области и Забайкальского края. Отец работал на Транссибе мастером дефектоскопии с 50-х годов. Мать тоже трудилась в дистанции пути. Вообще в станционном посёлке иное занятие придумать было трудно, но важен именно тот факт, что из всех железнодорожных специальностей семейным делом стало путевое хозяйство, и именно дефектоскопия, с азами которой Олег начал знакомиться еще со школьной скамьи.

В 1981 году он в Ерофее Павловиче устроился дефектоскопистом. Потом отслужил на военно-морском флоте, а после службы решил посвятить себя этой профессии. Работал и в вагоне-дефектоскопе.

А в 1989-м решил перебраться на БАМ. Понравились рассказы старшего брата Сергея Абрамова.

– Он у нас строитель магистрали – отправился на север в 1974-м, когда была объявлена всесоюзная стройка. Трудился в Куанде – сначала шофёром, потом пошёл по стопам отца и стал дефектоскопистом. В общем, было мне у кого перенимать опыт как исторический, не менее трёх десятков лет накапливаемый, так и специальный – северный, – вспоминает Олег Сергеевич.

Говорит, что поначалу разница бросилась в глаза очень конкретно. После более мягкого по климату и «горячего» по интенсивности движения Ерофея Павловича Новая Чара показалась ему очень прохладной, хотя и стремительно растущей благодаря стройке века. Особенно трудно было психологически привыкнуть к столбику термометра, который зимой опускается запредельно низко, а летом крутится в районе плюс 25-30 градусов.

– В работе тут своя специфика есть. Мало понимать, как настраивается и функционирует дефектоскоп, если на лютом морозе он не работает в принципе. До сих пор иногда техника отказывает. Но работу нужно выполнять, поэтому приходится производить зрительный осмотр. Но мы и визуально способны дефекты определять, – делится опытом Олег Абрамов.

По его наблюдениям, сегодня климат на севере всё же стал немного теплее. А ведь были и случаи – как, к примеру, в 1994-м – когда с октября по февраль держались морозы днём под 40 градусов и аппараты доставать даже смысла не было. Работали «на глаз».

Дефектоскопист утверждает, что БАМ – это очень серьёзная школа, в которой проверяется способность трудиться и быть настоящим специалистом.

– Уже три десятка лет посвятил Байкало-Амурской. Многие уезжают отсюда, и где бы они ни искали работу – бамовцев везде берут без лишних вопросов. Просто потому, что это даже не статус, а определённое качество человека. Многое о нём говорит, – отмечает почётный железнодорожник.

Принимать со значением

О высокой оценке своего труда Олег Абрамов говорит, что в большей степени это ответственность, нежели какой-то почёт. Жить и работать на севере – это уже заслуживает уважения. Сложнее, несмотря ни на что, продолжать работать качественно.

– Для меня звание почётного железнодорожника – это своеобразное требование ко мне как к специалисту. У нас ведь коллектив отличный, дружный, грамотный. Все постоянно обучаются, успешно сдают экзамены каждый месяц. В таких обстоятельствах мне допускать брак тем более нельзя. Я же почётный – коллеги не поймут, – признаётся Олег Сергеевич.

Вообще в коллективе Олег Абрамов один из самых титулованных. В 2009 году был награждён знаком за безупречный труд, дважды – в 2006-м и 2017-м – получал часы от начальника ВСЖД.

– Говорят, что заслужил. А мне лишь бы своё дело, которое меня с 17 лет кормит, делать хорошо, – говорит дефектоскопист и отмечает, что пока что с БАМа уезжать никуда не собирается. – Тут ведь сейчас, особенно в Новой Чаре, очередной виток развития. Набирает оборот Удоканское месторождение. Добывают у нас уголь, золото. Железная дорога тут всегда будет нужна, а значит, и мы не пропадём.

Вот такая интересная история успеха, по масштабам равная судьбе человека. Причём история настолько увлекательная, что заражает окружающих. Вот и младшая дочь, Александра, пошла по стопам отца. Сегодня она инженер вагона-путеизмерителя на Свердловской дороге.

И в домашних их беседах нет-нет да и проскользнёт рабочая тема. И всегда первое слово за авторитетом Олега Сергеевича. Полагаются на его опыт и мастерство. Случай это или закономерность – поди угадай.
Автор: Александр Богачёв