Они узнают опасность по голосу Дальневосточная магистраль

Они узнают опасность по голосу

Сергей Высоцкий, исполняющий обязанности старшего осмотрщика вагонов ПОТ Облучье эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2

Благодаря грамотным действиям Сергея Высоцкого был нейтрализован сложный дефект и предотвращена массовая задержка грузовых поездов

При встрече поезда № 1782 на пункте опробования тормозов железнодорожной станции Известковая исполняющий обязанности старшего осмотрщика вагонов ПОТ Облучье эксплуатационного вагонного депо Хабаровск-2 Сергей Высоцкий принял решение остановить его и отцепить вагон № 61356002. Это позволило предотвратить излом шейки оси колёсной пары и как следствие массовую задержку грузовых поездов.

В ту смену Сергей Высоцкий работал вместе со своим коллегой Александром Глуховым. Найденный дефект – заслуга обоих осмотрщиков. Но Сергей Владимирович честно признался, что не помнит всех подробностей того дня.

– Я стараюсь не загружать голову такими вещами. Это ведь наша работа. И если запоминать каждый найденный дефект колёсной пары или другие повреждения, то на остальное места не останется, – смеётся он.

А память у профессионального осмотрщика должна быть отличной. Он должен помнить сотни вариантов дефектов, величины всех деталей, допустимые размеры их повреждений.

Сергей Высоцкий отдал железной дороге 25 лет. Начинал в деревообрабатывающем цехе при депо, через четыре месяца перевёлся в слесари по ремонту подвижного состава, а ещё через год стал осмотр­щиком. Теперь понятно, почему поезд № 1782 с отцепленным вагоном не отложился в памяти. За годы работы на счету Высоцкого сотни найденных и ликвидированных дефектов.

Наш герой – представитель одной из самых старейших железнодорожных профессий. Необходимость в осмотрщиках-ремонтниках возникла практически сразу после появления железной дороги. Осмотрщики первыми встречают состав ещё при въезде на станцию. В работе они полагаются не только на инструменты, но ещё и на зрение и слух. Если глаз может пропустить какой-то скрытый дефект, то ухо – редко. Именно звук помогает обнаружить многие неисправности, при этом осмотрщик должен уметь различать едва заметные его оттенки.

– По своему опыту могу сказать, что у осмотрщиков, особенно если они работают достаточно долго, появляются свои навыки и секреты мастерства, – говорит Сергей Высоцкий. – У меня они тоже есть, но толково рассказать о них сложновато, проще подойти к вагону и показать эти приёмы наглядно.

Сегодня под началом Сергея Владимировича работают 9 человек. За коллектив он уверен, точно знает, что все специалисты грамотные и надёжные. 

В среднем за смену осмотрщик проверяет около 10 составов по 60 вагонов в каждом. То есть специалист успевает осмотреть около 600 вагонов. Сергей Высоцкий никогда не подсчитывал, сколько через его глаза и уши проходит вагонов. Всё внимание – непосредственно на поезд. При этом подтверждаемость выявленных Высоцким дефектов близка к 100 процентам не только по литым деталям тележек, но и по колёсным парам.

– Из-за необоснованных подозрений вагон ведь не отцепишь, – продолжает он. – Тогда у руководства появятся ко мне вопросы. Для остановки поезда и отцепки вагона должны быть весомые причины. Принять правильное решение помогают знания осмотрщика и опыт.

И с тем, и с другим, считает Сергей Владимирович, ему повезло. Ещё будучи слесарем, он учился у профессионалов, опытных ремонтников вагонов, которые показывали и объясняли молодому коллеге все нюансы профессии. А теперь он и сам наставляет молодых ребят, выбравших это непростое дело. Счёт своим подопечным он тоже не ведёт. Знает только, что многие из них втянулись, полюбили своё ремесло и работают в других ПТО Дальневосточной, оставаясь на хорошем счету у руководства.

– Многие из моих ребят нередко находят дефекты, – рассказывает Сергей Владимирович. – Раньше звонили, уточняли, советовались. А теперь стало всё намного проще, если в чём-то сомневаются, скидывают мне фотографии предполагаемых неисправностей. Такое общение очень помогает им в работе. Я тоже обращаюсь к ним за помощью, нередко свежий взгляд позволяет принять верное решение.

Обучая других, Сергей Высоцкий и сам непрерывно учится. Ведь вагонный парк обновляется постоянно.

– Нужно читать специальную литературу. Также мы проходим различные электронные курсы, – говорит он. – Каждый месяц сдаём экзамены на знание профессиональных дисциплин, ПТЭ. Кроме этого, перед началом каждой смены старший осмотрщик проводит в бригаде краткий опрос по наиболее часто встречающимся неисправностям.

Профессия нередко выручает нашего героя и в быту. Автомобиль ещё одно его пристрастие – он не только водит, но и следит за «здоровьем» своего железного коня. Ремонтные мастерские обходит стороной, доверяет только себе. Сам находит неисправности и сам их устраняет. А в этом часто помогают именно профессиональные навыки.

За 25 лет на железной дороге Сергей Высоцкий ни разу не пожалел, что выбрал нелёгкий путь осмотрщика-ремонтника вагонов. Но, чтобы ответить на вопрос, что больше всего нравится в работе, ему потребовалось время.

– Очень сложно сразу сказать, что больше всего нравится, – говорит он. – Работа моя нравится. Идёшь вдоль поезда и понимаешь, что от качества твоей работы зависит безопасность пассажиров и сохранность грузов.
Автор: Татьяна Щербаченко