Движение без остановок Железнодорожник Поволжья

Движение без остановок

Наталья Андриянова, оператор сортировочной горки станции Анисовка

Оператор сортировочной горки станции Анисовка Наталья Андриянова отмечена знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Наша героиня посвятила отрасли 30 лет. Вся её трудовая биография неразрывно связана со станцией Анисовка. За время работы сначала оператором, затем – дежурным, теперь вновь оператором сортировочной горки она сформировала более 50 тыс. составов, освоила немало новых технологий, подготовила не одну достойную смену сотрудников.

Судьбоносный выбор

– Профессию мне подсказала судьба, – уверена Наталья Андриянова. – Ещё в 7-м классе я случайно увидела газету с публикацией о наборе студентов в Саратовский техникум железнодорожного транспорта. Сразу подумала: там, наверное, готовят специалистов, которые объявляют о прибытии и отправлении поездов. Эта работа мне казалась интересной, хотя чёткого понятия о ней не имела. 

В Ровенском районе Саратовской области, где девочка росла в семье сельских тружеников, ни стальной магистрали, ни тем более вокзала не было. Представления о них у девушки сложились благодаря редким путешествиям с родителями на поезде. Их дополняли рассказы дедушки и бабушки, которые работали на станции Анисовка. Там же в должности стрелочницы свою трудовую карьеру начинала мама нашей героини. Но после замужества и переезда в посёлок Кочетное она работала дояркой, а Наташин папа – электриком.

По окончании 8-го класса сельской школы девушка отправилась в Саратов поступать в СТЖТ. Решила осваивать «Организацию перевозок и управление на транспорте», чем очень удивила членов приёмной комиссии.

– Они советовали мне обратить внимание на другие специальности. Это в наши дни направление, связанное с движением поездов, считается престижным, а тридцать лет назад было иначе. Но я настояла на своём, – продолжает собеседница.

Проходить конкурсный отбор ей не пришлось – абитуриентов без троек зачисляли без вступительных испытаний.

Знания – в дело 

Учёба в техникуме, как и в школе, будущей железнодорожнице давалась легко. Наталья с интересом ходила на лекции по автоматике и телемеханике, а уж устройство вагона изучала с особым рвением. Знания пополняла на профильных курсах подготовки проводников. Возможность их закрепить представилась в период летних каникул по окончании третьего курса. Она сопровождала составы в Балаково, Адлер, Ростов-на-Дону, Симферополь.

– Мне нравилось бывать в разных городах, и зарплату платили хорошую. Была возможность пообщаться с пассажирами. И забавных случаев – хоть отбавляй, – говорит женщина.

Каникулы закончились, пришло время производственной практики. Её студентка проходила на станции Анисовка в должности рассыльной. Отправляла документы с одного пункта предприятия на другой по пневмопочте. А обслуживал это техустройство механик Александр Андриянов. Молодые люди быстро подружились, а вскоре узаконили свои отношения в загсе.

– Ещё на практике загорелась желанием попробовать свои силы за операторским пультом на сор-тировочной горке. Сказала об этом дедушке, который в то время был заместителем начальника отдела по грузовой и коммерческой работе, хорошо знал специфику каждой профессии. «Ты что, Наташа? – удивился он. – Это же такая ювелирная работа! Не каждый с ней сможет справиться», – вспоминает Наталья Юрьевна.

Но девушка была неробкого десятка, настояла на своём. Целеустремлённая и хваткая, она смело отвечала на вызовы судьбы. После защиты диплома в 1989 году устроилась работать оператором сортировочной горки. Постигать тонкости первое время помогали опытные наставники. Азы профессии она освоила буквально за месяц.

Совершенствуя навыки 

За десять лет работы Андриянова накопила солидный опыт. Когда сообщила руководству о намерении обучаться на дежурного по сортировочной горке, получила одобрение. Ответственности в новой должности у нашей героини заметно прибавилось. На протяжении последующих 15 лет она свои обязанности выполняла безукоризненно.

Сначала, по словам Натальи, работа казалась очень сложной. Она требовала предельной концентрации внимания, оперативности, точности в расчётах, умения правильно делегировать полномочия подчинённым.

– Тяжело было и морально, и физически. Сидишь по двенадцать часов в напряжении, даже не замечаешь, как смена пролетает: вроде только заступила, а уже сдавать пора, – вспоминает собеседница.

На единый результат трудились командой: операторы по сортировочной горке, регулировщики скорости движения вагонов, составители поездов, машинисты. Каждый должен выполнять свою часть работы безошибочно, иначе – потеря времени, а значит – невыполнение плана.

Рассказывая о производственных условиях 15–20-летней давности, железнодорожница постоянно их сравнивает с сегодняшними.

– Если раньше вес поездов считали на счётах, то сейчас для этого используется компьютер. И натурлисты больше не нужно заполнять вручную. Всё делает машина. Новые технологии заметно упростили трудовой процесс, – отмечает Андриянова.

Со знанием дела она говорит о замене вагонных замедлителей на сортировочной горке. Новые механизмы четырёхступенчатые, рассчитаны на разные весовые категории вагонов: порожние, легковесные, гружёные, сильно гружённые. Следует быть предельно внимательной при расформировании и формировании подвижных составов.

Время пожинать плоды

Последние пять лет Наталья Юрьевна занимает должность оператора сортировочной горки. Как признаётся, возраст уже не позволяет проявлять прежнюю активность. А подводить коллектив не хочется. Но она с большим удовольствием делится накопленным опытом и знаниями с молодыми коллегами, рассказывает, как со временем совершенствовалась техника и технологии.

– Практиканты разные приходят. Один шустрый, работа в руках горит, другой медлительный, нерешительный. К каждому индивидуальный подход нужен, – поясняет собеседни-ца. – Важно привить интерес к работе. Если получилось это сделать и молодой специалист остался в профессии – значит, усилия потрачены не зря.

Руководство ценит опытную сотрудницу.

– Наталья Юрьевна за время работы проявила себя добросовестной, трудолюбивой и требовательной к себе и коллегам, – говорит начальник станции Анисовка Александр Кашигин. – Своим трудом внесла весомый вклад в выполнение основных показателей работы станции. Благодаря деловым и личным качествам, умению создавать хорошую трудовую атмосферу пользуется заслуженным уважением коллектива.

Андриянова отмечена благодарностью начальника дороги, именными часами, знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». Совсем недавно, 11 июля, ей вручили знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД».

– Приятно, что компания должным образом поощряет работников, – демонстрируя награды, говорит героиня очерка. – Я всегда старалась выполнять должностные обязанности безупречно. И какой бы тяжёлой работа не казалась, мысли её поменять никогда не возникало. 

Уверенности и сил ей придавало осознание, что план – по плечу. А ещё – надёжный тыл: муж и дочь. Сейчас семья Андрияновых живёт в посёлке Анисовка. В свободное от работы время супруги занимаются садоводством. На приусадебном участке их дома растут абрикосы, груши и яблони. Наталья Юрьевна любит делать заготовки на зиму. А ещё она увлечена выращиванием цветов. Об этом её хобби знают даже соседи. Розы, пионы, цветут не только в саду. В цветочной оранжерее, разбитой в подъезде городской квартиры в Энгельсе, тоже есть чем полюбоваться. Хозяйка готова часами рассказывать о специфике ухода за тем или иным растением.

– На заслуженном отдыхе времени для любимого занятия будет больше. Но пока не хочется думать о пенсии, – улыбается железнодорожница. – Мне нравится моя работа. Она интересна, ответственна, позволяет постоянно развивать профессиональные и корпоративные компетенции. Командный дух играет немаловажную роль. В хорошем дружном коллективе любое дело спорится. 
Автор: Татьяна Волченко