Московский железнодорожник

Мудрость профессии

Андрей Шурупов и Виталий Раковский, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Вязьма-Сортировочная

Локомотивная бригада проявила бдительность и находчивость при предотвращении нарушения безопасности движения поездов, которые могли привести к тяжёлым последствиям

Андрей Шурупов.jpg  Виталий Раковский.jpg

Крылатая фраза «Машинист может исправить ошибку любого железнодорожника, но ошибку самого машиниста может исправить только восстановительный поезд» наиболее точно передаёт суть этой профессии. На локомотивной бригаде замыкается технологическая цепочка из работников магистрали, отвечающих за безопасность движения поездов. Ведущие состав машинисты, как ни крути, – последние, кто может предотвратить ЧП на железнодорожном транспорте. И как часто это бывает, в случае возникновения нестандартной ситуации спасает не техника с её современным оборудованием – на первый план выходят личностные качества работников.

За проявленные бдительность и находчивость при предотвращении нарушения безопасности движения поездов, которые могли привести к тяжёлым последствиям, начальник МЖД Михаил Глазков вручил знаки «За безопасность движения на Московской железной дороге» локомотивной бригаде эксплуатационного локомотивного депо Вязьма-Сортировочная – машинисту Андрею Шурупову и его помощнику Виталию Раковскому.

– Благодарю за бдительность и от себя лично тоже, с такими людьми приятно иметь дело, – Андрей Шурупов вспоминает слова руководителя стальной магистрали в момент рукопожатия. – Получить знак за безопасность от начальника дороги, безусловно, очень приятно, почётно. Тем более, что это моя первая награда. И пусть по таким поводам будет последняя.

13 апреля этого года локомотивной бригаде, следовавшей поездом № 24 Париж – Москва, на перегоне Семлёво – Вязьма (на 244 км, пятом пикете) удалось обнаружить провисание консоли подвески контактного провода. Реакция помощника машиниста Виталия Раковского была молниеносной – он сразу же обесточил электровоз. Как признался машинист Андрей Шурупов, применив экстренное торможение, он уже реагировал на действия своего помощника. В результате опасное место поезд проследовал с опущенными токоприёмниками, а совокупные действия железнодорожников помогли избежать серьёзного повреждения локомотива и других последствий.

– О них можно только догадываться. Не среагировали бы вовремя, «собрали» бы за собой всю контактную сеть, намотали на электровоз, – объясняет Виталий Раковский. – А это серьёзное ЧП для железной дороги. Тогда повреждений инфраструктуры и техники удалось избежать. Мы остановились, я вышел осмотрел электровоз, крышевое оборудование не пострадало. О произошедшем, как того требует инструкция, доложили по радиосвязи. Движение на время было организовано по другому пути, так что «Ласточка», следовавшая за нами, прошла в графике. Мы же вызвали подмогу. Быстро подъехали работники Вяземской дистанции электроснабжения, восстановили контактную сеть в считаные минуты. В результате в Вязьму поезд приехал с небольшим опозданием в 5 мин. Пассажиры случившегося даже не заметили, о чём во время остановки доложил начальник поезда.

Провисание консоли подвески произошло прямо на глазах у локомотивной бригады. Поезд только прошёл станцию и начал набирать ход. Скорость движения – 130 км/ч. Вес накренившейся конструкции около 100 кг. При неблагоприятном развитии событий – столкновении консоли контактной подвески с электровозом – под угрозой могла оказаться жизнь локомотивной бригады. Словно предвидя возможные последствия, после опускания токоприёмника Виталий Раковский бросился в сторону машиниста, прикрывая коллегу. Как признался позже железнодорожник, времени на обсуждение положения с машинистом не было, он действовал по инструкции, хотя и интуитивно, переживал за свою безопасность и здоровье коллеги.

У моих героев, к слову, очень схожая профессиональная биография. Примерно в одно время пришли на стальную магистраль, в середине 90-х. В трудовой книжке значится только одно место работы – эксплуатационное локомотивное депо Вязьма-Сортировочная. За четверть века оба накатали столько км, что хватило бы до Луны и обратно. При этом серьёзных нештатных ситуаций в пути следования не припомнят, что говорит о том, что система обеспечения безопасности движения на железной дороге в целом выстроена чётко. По сути в «передрягу» в пути следования 13 апреля попали впервые, увидели опасность на скорости – а это уже верх мастерства.

По словам начальника эксплуатационного локомотивного депо Вязьма-Сортировочная Сергея Бакана, на примерах Андрея Шурупова и Виталия Раковского нужно воспитывать подрастающее поколение железнодорожников. Ответственные, дисциплинированные, готовые всегда подставить плечо товарищу в трудную минуту. Их профессиональный уровень на предприятии тоже сомнению не подвергается. Андрей Викторович, например, является машинистом первого класса. Прежде чем начать водить пассажирские поезда, прошёл хорошую школу сначала помощника машиниста на грузовом движении, затем машиниста на грузовых электровозах. Пассажирские ЧС4Т и ЧС8 начал эксплуатировать в 2005 году.

Виталий Раковский, в свою очередь, относится к той плеяде помощников, которых на стальной магистрали принято привлекать в качестве наставников для машинистов. В основном, конечно, молодых. Но тем не менее профессионализму, опыту и знаниям Виталия Вячеславовича, без преувеличения, мог бы позавидовать любой локомотивщик.

– У меня были хорошие учителя. Я до сих пор вспоминаю инструкторов депо – Виктора Асташина, Николая Коробкова, Сергея Васильева, Алексея Власенкова. Под их чутким контролем мы пополняли багаж знаний по безопасности. А ещё учились главному – любить профессию. Она, как показывает жизненный опыт, покоряется далеко не всем. Из моих 33 однокашников только трое до сих пор трудятся на магистрали. Я в том числе, – произносит Виталий Раковский.

Машинисту Андрею Шурупову в вопросе профессионального выбора повезло больше. Его отец – Виктор Шурупов – машинист высокого класса, отдавший родному локомотивному депо Вязьма-Сортировочная почти 35 лет, всегда являлся примером для подражания. Занять правое крыло кабины электровоза было детской мечтой для Андрея Викторовича.

– Мой младший брат сейчас в депо является машинистом-инструктором, дядя, Николай Галузин, много лет здесь же проработал слесарем по ремонту подвижного состава, его жена тоже трудилась в одном из цехов. Племянница отучилась на дежурного по станции, пока в декрете, но готовится работать по профессии. А я жду, что мой сын тоже продолжит железнодорожную династию, которой я очень горжусь, – подытожил Андрей Шурупов.
Автор: Наталья Щевелева