Ползком от локомотива Призыв

Ползком от локомотива

Максим Ковтун и Дмитрий Скребков, локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Челябинск

Быстрая реакция железнодорожников помогла спасти жизнь жителю Миасса

Работники эксплуатационного локомотивного депо Челябинск вовремя увидели человека, переползающего через пути. Грамотные действия и отличная выучка железнодорожников позволили избежать трагедии.

Локомотивная бригада в составе машиниста Максима Ковтуна и его помощника Дмитрия Скребкова 21 июня повела гружёный поезд из Челябинска в сторону Златоуста.

Железнодорожники вспоминают, что в этот день ничего не предвещало беды. Заступили на дежурст­во ночью. Утром должны были прибыть в Златоуст.

– У нас бригада молодая, – говорит Максим Ковтун. – На момент ЧП прошёл всего месяц, как я откатался на машиниста. До этого три года был в помощниках в грузовом движении, а потом ещё столько же в пассажирском.

Поезд приближался к Миассу. Профиль пути здесь непростой, местность изобилует кривыми, большинство из которых малого радиуса. Преодолевая одну из таких, железнодорожники неожиданно для себя увидели, как со стороны полосы отвода прямо на рельсы выходит человек. Мужчина с трудом стоял на ногах, а спустя мгновение завалился на шпалы.

– На раздумья у нас не было ни секунды, – вспоминает помощник машиниста Дмитрий Скребков. – До этого товарища нам оставалось не более полукилометра. Мы сразу применили экстренное торможение. В грузовых поездах, в отличие от пассажирских, используется воздушная система. Пока воздух дойдёт до последних вагонов, необходимо время. В том числе и поэтому многотонные составы не могут просто так остановиться. К тому же давит вес. Параллельно мы начали подавать сигналы большой громкости. А мужчина только махал нам рукой. Это напоминало карикатурное приветствие.

Железнодорожники понимали, что остановиться они не успеют. Тяжёлый состав после применения экстренного торможения может «пролететь» около километра. И это даже учитывая, что на данном участке в районе станции Миасс-1 разрешена скорость максимум 60 километров в час.

– Время как будто замедлилось, – продолжает машинист. – Мы с ужасом смотрели на то, как приближается человек, лежащий на путях. Мы дали ему дополнительно немного времени. Всё остальное зависело от него.

В последний момент, как будто осознав опасность ситуации, неизвестный нашёл в себе силы перевалиться через стальные рельсы в сторону междупутья. Спустя секунду по этому месту простучали колёса поезда. Состав, проехав ещё метров 100, остановился.

– Я тут же сообщил информацию о произошедшем дежурному по станции Миасс, а затем составам, двигающимся во встречном направлении, – говорит Ковтун. – Дима в этот момент выглянул и увидел, как мужчина выкатился из-под состава. Ему очень повезло, что он не попытался встать во время нашего движения. Чуть бы приподнялся, и ему тут же снесло голову, настолько близко он находился.

Нарушитель стал потихоньку отползать в сторону соседнего пути. Три грузовых поезда встречного направления к тому времени уже остановились. Ковтуну и Скребкову дали команду на отправление, позади следовал пассажирский состав, нужно было освобождать путь.

Прибывшие на место сотрудники транспортной полиции установили личность нарушителя и доставили его в дежурную часть. Им оказался 39-летний житель Миасса, который на момент описываемых событий находился в состояния сильного алкогольного опьянения. Он рассказал, что устал идти, поэтому решил присесть на рельсы отдохнуть. Сотрудники транспортной полиции в отношении нарушителя составили административный протокол за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте. Теперь ему грозит штраф.

Молодые железнодорожники говорят, что никакого геройства за собой не чувствуют, сработали по инструкции.

– В моей практике в бытность работы помощником машиниста пассажирского поезда подобных случаев было немало, – говорит Ковтун. – С одной стороны, там и скорость выше, а с другой – более совершенная система электропневматических тормозов, а также меньший вес позволяют довольно быст­ро снизить скорость. Например, когда мы ездили в сторону Екатеринбурга, там есть небольшой населённый пункт Кунавино. В тех краях жители как будто сговорились: лезут прямо под поезд. Помню, как одна женщина, сильно спеша, выпрыгнула буквально из ниоткуда на путь вместе с двумя детьми и коляской, которая застряла в колее. Мы с коллегой вовремя среагировали и снизили скорость, благо, расстояние позволяло. К счастью, не пострадала ни женщина с детьми, ни пассажиры поезда.

А вот в карьере Дмитрия Скребкова, который работает на Южно-Уральской магистрали с 2016 года, этот случай первый. Он говорит, что произошедшее событие его нисколько не испугало и в перспективе он обязательно попробует себя на должности машиниста.

Оба наших собеседника отмечают, что их приход на железную дорогу был, с одной стороны, случайным, а с другой – вовсе нет. И у того, и у другого в семьях нет ни одного железнодорожника, однако им обоим с детства нравились стальные магистрали и длинные составы. Поэтому, когда встал вопрос о получении профессии, долго они не думали.

– Нам интересна романтика этой работы, – говорит Ковтун. – Да, быть может, некоторые настроены не так радужно, как мы, мол, много рутины и так далее. Но нам нравится. Здорово встречать рассвет на пути в Златоуст в кабине локомотива. Эти горные пейзажи трудно описать. Конечно, труд локомотивной бригады непростой, и бывает, что устаёшь. Случаются и внештатные ситуации, как эта. Надо быть готовым ко всему.

Оба железнодорожника говорят, что, несмотря на все трудности их профессии, они с удовольствием рассказывают о ней детям. И надеются, что подобных происшествий в их работе будет меньше, а лучше бы не было вовсе.
Автор: Александр Кичигин