Самый «скорый» поезд Транссиб

Самый «скорый» поезд

Сергей Вергун, мастер восстановительного поезда станции Алтайская

Алтайский железнодорожник спас от преступных посягательств имущество компании

Удар исподтишка

– В этот день вся бригада трудилась в привычном режиме. Я расставил своих подчинённых по рабочим местам, и мы, находясь в помещении, ремонтировали гидравлическую установку, – вспоминает Сергей Петрович. – В какой-то момент ко мне подошёл машинист бульдозера и сказал, что на территории находятся посторонние люди.

Территорию восстановительного поезда от административных и жилых зданий отделяет ряд гаражей. При желании пройти туда может любой. Такая открытость делает её привлекательной для людей, не чистых на руку, говорят железнодорожники. Поэтому здесь за имуществом следят особенно бдительно: каждый час обязательный обход и видеонаблюдение, которое обеспечивает максимальный обзор, даже когда работники находятся в помещении.

Мастер восстановительного поезда вышел на улицу и увидел, как двое мужчин нагребали в вёдра из контейнера металлическую стружку. На кражу незнакомцы вышли, как на работу, – средь бела дня, руководствуясь принципом «если я никого не вижу, значит, и меня никто не видит». Но, заметив приближающегося к ним железнодорожника, нарушители поспешили покинуть место преступления.

– У нас на территории стоит техника, подвижной состав, бывает, что лежат какие-то ремонтные детали. Я видел, что они нагребают стружку, но не взяли ли они чего-то ещё? Кроме того, было опасение, что они станут постоянно приходить – не только в дневное, но и в ночное время, – рассказывает Сергей Вергун. – Поэтому я пошёл за ними, чтобы посмотреть, что они взяли, и сказать, чтобы больше сюда не ходили.

Конфликт развернулся уже на границе территории восстановительного поезда, когда железнодорожник вежливо, но строго потребовал у мужчин «вернуть то, что вам не принадлежит». Уходить с пустыми руками незваные гости не собирались – решили «прощупать почву»: «Ну, что тебе жалко?» – протянул здоровяк, стоявший в метре от мастера. Увидев, что работник магистрали не отступится, вор изменился в лице.

– Они стали нагнетать обстановку. Видимо, решили, что на станции только я один, и чувствовали себя свободно, – продолжает рассказ Сергей Петрович. – Я человек тоже не из робких, но этот конфликт мне был не нужен. Обернулся посмотреть, где идут мои ребята. В тот момент, когда я оказался к ближайшему из них вполоборота, он ударил меня по лицу кулаком. То есть, я стоял боком к нему и смотрел через плечо. Если бы я видел это движение, мог бы, конечно, среагировать.

Желая выиграть несколько секунд, незнакомец не церемонился – бил наотмашь. От мощного удара мастер восстановительного поезда упал на землю. Спотыкаясь о шпалы, злоумышленники бросились к железнодорожному переезду, где их задержали сослуживцы Сергея Вергуна.

– Когда мы пришли на место, увидели двух мужчин, похожих на цыган. Они вели себя неадекватно, дёргано. Даже пытались снова затеять драку, кидались на ребят, – описывает ситуацию стропальщик Алексей Перегудов. –  Но когда поняли, что у нас численное преимущество, успокоились. Они говорили: «Отпустите нас, мы тут ни в чём не виноваты!». Как же не виноваты, когда из-за них человек пострадал?

Пока одни, вызвав «скорую», оказывали коллеге первую помощь, другие участники события дожидались приезда полиции. Как стало известно позже, нарушителями оказались двое братьев, обоим за 40 лет, не местные. Старший уже был судим за незаконный оборот наркотиков. Младший 9 лет отсидел за грабёж и лишь недавно вышел из мест заключения. Теперь преступники снова оказались на скамье подсудимых.

– Самое обидное, – говорит сейчас Сергей Петрович, – что такие люди могут прийти и к вам домой, чтобы что-то взять.

В свою очередь, заместитель начальника восстановительного поезда станции Алтайская Александр Должников отметил, что сейчас контейнерную площадку закрыли металлической конструкцией. Хотя до этого подобных случаев на станции никогда не было, но в будущем это поможет избежать внимания подобных лиц.

Возвращаясь к работе

В результате удара Сергей Вергун получил не только сотрясение мозга, но также и серьёзную травму челюсти. Он перенёс операцию на лице, сейчас уже чувствует себя нормально. Восстановительный период, который длится почти полгода, подходит к концу. Этот печальный случай не отбил у него желания трудиться на железной дороге. О своей работе мастер говорит с большим энтузиазмом.

– Моя профессия очень интересная, но и тяжёлая. Хотя у нас на железной дороге нет лёгких профессий, – считает Сергей Петрович. – Во-первых, работать приходится в различных погодных условиях – и в морозы, и в жару. Ночное время тоже никто не отменял. Во-вторых, бывают разные сходы. Если большое крушение – представьте, 20 с лишним вагонов лежат на боку в завалах – разбирать довольно сложно. Я говорю не только о себе, как о мастере. Мы работаем в бригаде – машинисты бульдозеров, крановщики, стропальщики. Они, проявляя свой высокий профессионализм, делают всё это. В-третьих, надо применить то техническое средство, которое необходимо конкретно в этой ситуации.

Первый серьёзный случай, с которым железнодорожник столкнулся на практике, произошёл в начале 2000-х годов недалеко от станции Краснозёрское. Тогда Сергей Вергун только пришёл на железную дорогу и трудился в качестве помощника машиниста крана. Около 40 вагонов грузового состава при заходе на станцию сошли с рельсов. В памяти запечатлелись искорёженные вагоны, раскинувшиеся смятой лентой, и рассыпанный чёрный уголь…  Больше суток железнодорожники разбирали завалы, чтобы восстановить движение и «прочистить артерию» магистрали. Как водится, последней станцию покинула бригада восстановительного поезда.

– Представляете, когда человек вообще не соприкасался с железной дорогой, и всю жизнь только ездил на электричках, вдруг окунается во всё это? Вот этот первый масштабный случай произвёл на меня большое впечатление. К счастью, у нас очень редко происходят такие чрезвычайные ситуации, и дай бог, чтобы никогда больше не происходили, – говорит мастер восстановительного поезда. – Но всё же моя работа очень интересная. Я всегда хотел работать в такой сфере. Восстановительный поезд на железной дороге – это как медицинская помощь в обычной жизни. Бывает, упадёт человек и ушибёт ногу, а случается, что и перелом получит. Так и у нас – ситуации бывают различными. Привести всё в надлежащий вид – это же так здорово.
Автор: Дарья Доротова