Звезда

Поезд в огне

Михаил Комаров и Дмитрий Цаканян, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Сальск Северо-Кавказской дирекции тяги

Машинист и помощник спасли пассажиров от пожара, вспыхнувшего после ДТП

Михаил Комаров и Дмитрий Цаканян (слева направо).jpg


На прошлой неделе машинисту эксплуатационного локомотивного депо Сальск Северо-Кавказской дирекции тяги Михаилу Комарову и помощнику машиниста Дмитрию Цаканяну вручили Благодарность генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова за оперативные и грамотные действия при ликвидации последствий столкновения грузового автомобиля с пассажирским поездом Нижневартовск – Адлер.

В предпоследний день мая у молодого машиниста Михаила Комарова (на фото слева) был первый самостоятельный выезд в рейс.

«В феврале я начал учиться на машиниста 2-го класса, в марте сдал экзамены и начал «дублироваться» на пассажирском движении, – рассказывает он. – Совершил несколько поездок с инструктором, в конце мая обкатка закончилась. 30 мая я поехал в первую самостоятельную поездку на Горячий Ключ».

Местность и профиль пути Михаилу были знакомы, ведь это только в пассажирском движении он новичок, а с грузовыми поездами много раз проходил этот маршрут.

Обратно локомотивная бригада отправилась 1 июня. Пришли на явку, прошли медосмотр, приняли электровоз, когда прибыл состав, соединились с ним, опробовали тормоза – и в путь.

Примерно через 40 минут Комаров и Цаканян увидели впереди выезжающий на переезд грузовик.

«Шли со скоростью около 80 км/ч. Подъезжающий к переезду грузовой автомобиль заметили, когда были уже метров за 400 до переезда, – рассказывает Дмитрий Цаканян (на фото справа). – Подаём сигнал снова и снова, но водитель никак не реагировал и продолжал движение».

«Сейчас трудно точно сказать, ведь всё происходило за считаные секунды, но, по ощущениям, до переезда оставалось около 100 м, когда грузовик проехал на красный сигнал светофора», – продолжает Михаил Комаров.

Применив экстренное торможение, машинист с помощником, как и предписано инструкцией, бросились из кабины локомотива. Едва они оказались в машинном отделении, произошло столкновение. В темноте машинного отделения локомотивщики услышали скрип и скрежет раздираемого металла. Потом едко запахло дымом.

«До сих пор иногда мерещится запах горящей солярки, – признаётся Дмитрий Цаканян. – А картина, как грузовик выезжает на переезд, наверное, останется в памяти навсегда».

Открыв дверь локомотива, Михаил и Дмитрий увидели, что всё вокруг объято пламенем, которое перекинулось на локомотив от горящей машины. Заглянули в кабину – там всё в дыму. За другой дверью тоже огонь.

«Деться было некуда, дышать дымом невозможно, пришлось прыгать из кабины прямо через огонь, – говорит Михаил. – Побежали по вагонам, стали стучать в двери, чтобы проводники срочно эвакуировали пассажиров: огонь мог с локомотива перекинуться на вагоны».

Помощник машиниста тем временем поспешил к начальнику поезда, чтобы тот отдал команду эвакуировать все вагоны. Кроме того, людей нужно было предупредить, чтобы они отходили подальше от вагонов, так как в результате аварии было снесено несколько столбов контактной сети и провода оказались на земле.

Мобильники локомотивщиков остались в полыхающем локомотиве. Кто-то из пассажиров поделился своим телефоном, чтобы локомотивная бригада сообщила о происшествии в депо и далее по цепочке.

Через некоторое время пламя перекинулось на первый вагон, но вскоре подъехали пожарные и его потушили, а прибывший пожарный поезд ликвидировал огонь, охвативший локомотив, автомобиль и окружающую местность.

Поезд отбуксировали на станцию, локомотивную бригаду отправили в больницу.

«Мы сразу и не заметили свои травмы, – вспоминает Комаров. – Я увидел, что рука обожжена (кожи нет) и руки все в солярке, только когда разговаривал с проводниками. У Дмитрия – синяк на голове, потом оказалось – сотрясение».

Но главной проблемой, как выяснилось уже в больнице, было то, что локомотивщики надышались дымом. К бригаде приехали начальник депо и инструктор, привезли вещи. В больнице им ставили капельницы, компрессы, давали дышать кислородом. Через несколько дней Комарова и Цаканяна выписали домой.

«За несколько лет работы помощником я заметил, что в этом районе всегда проблемы с проездами автотранспорта на запрещающие сигналы переездной сигнализации, – говорит Дмитрий Цаканян. – Запрещающие знаки, светофор, шлагбаум никого здесь не останавливают. Единственное, что может помочь, – или УЗП (устройство заграждения переезда), чтобы не было физической возможности проехать, или пост полиции».

С помощником полностью согласен машинист Комаров: «Сигнализация работает, а машины продолжают ехать. Уже после этого ДТП и лечения мы опять подъезжали к этому переезду, и очередной автомобиль затормозил в самый последний момент, проехав все знаки и чуть ли не уперевшись колёсами в рельс».

Словно в подтверждение слов локомотивной бригады из депо Сальск 3 июля на переезде поблизости произошло очередное ДТП, в результате которого погиб водитель автомобиля.
Автор: Игорь Евдокимов