Надёжный, как сталь Волжская магистраль

Надёжный, как сталь

Григорий Челюбеев, кузнец Шахунской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры

Григорий Челюбеев удостоился за свой труд благодарности начальника Горьковской дороги и премии

Кузнец Шахунской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры Григорий Челюбеев удостоился за свой труд благодарности начальника Горьковской дороги и премии.

Награды кузнецу торжественно вручили в Нижнем Новгороде. Григория Челюбеева пригласили специально к началу совещания в управлении дороги.

Это был один из приятных итогов комиссионного осмотра: приехавшие в Шахунскую дистанцию руководители прошли по цеху, засмотрелись на умелую работу мастера, спросили о нём – и вскоре уже оформлялись документы на награду.

Рабочее место Григория Челюбеева в путейских мастерских в летние дни самое жаркое. Горит уголь в горне, докрасна раскаляя детали, – стоит их пошевелить, поднимаются искры.

В древности кузнецов считали почти что чародеями: превращение бесформенного металла в твёрдый долговечный предмет казалось чудом. И сейчас кузнецов обычно спрашивают: есть ли в их работе какие-то секреты? Ведь вроде всё происходит на твоих глазах – но кто из непосвящённых сможет сделать то же самое?

«Конечно, секреты я знаю. Благодаря курсам технологии обработки металла и сопромата, которые изучал в сельхозтехникуме, – улыбается Григорий Челюбеев. – По образованию я механик».

В школьные годы Григорий и не помышлял о железной дороге. Вырос он в большом старинном селе Хмелевицы, что в паре десятков километров от станции и города Шахунья. Естественно было бы искать себя в сельском хозяйстве. Поучившись в Арзамасе, Григорий вернулся в родные места, в совхоз «Родина». Работы для механика сразу в совхозе не нашлось: на первых порах предложили попробовать себя молотобойцем, кузнецом.

Судьба хозяйства сложилась не лучшим образом: накрыли пресловутые экономические преобразования, через которые в небогатых таёжных районах сумели прорваться не многие предприятия. Летом 1995 года Челюбееву предложили работу в городе, в дистанции пути. А через несколько дней тогдашнему кузнецу потребовалась помощь.

Что делает в дистанции кузнец? Инструменты монтёров – путейский ключ, лом, молоток, зубило, кувалда – при работе с рельсами, костылями довольно быстро снашиваются, тупятся. Новые будут стоить в десятки раз дороже, чем их правка в кузнице.

За смену Григорий Челюбеев ремонтирует, для примера, до двух десятков ломов и каждый день экономит дистанции тысячи рублей.

Невозможно без кузнеца и смонтировать бесстыковой путь, чем сейчас и занимаются работники дистанции на нескольких перегонах магистральной линии между Нижним Новгородом и Котельничем.

Сваривание соседних рельсов не отменяет стыковые скрепления между ними в виде постановки накладок. Но сварка обязательно оставит сбоку на рельсах небольшой шов, а значит, накладка не сможет плотно прилегать к рельсу. Место, где она будет касаться шва, надо немного выработать фрезерованием, а накладку к этой операции готовит именно кузнец. Работы тут в путейскую страду много. И Челюбеев ни разу почти за четверть века не подвёл товарищей.

А ещё кузнец на своём предприятии обязательно немного человек искусства. Крышу над крыльцом мастерских поддерживают узорно изогнутые металлические прутья. Перед зданием дистанции – красивый яркий железный штакетник. В кабинетах сотрудников – сувениры, выкованные из старых костылей. Есть даже такой маленький паровоз. Всё это Григорий Челюбеев сделал на досуге, это его подарки коллегам.
Автор: Николай Морохин