
Выученный наизусть околоток
Владимир Иванов, монтёр пути Улан-Удэнской дистанцииИз каменного села
Владимир Иванов – уроженец Кижинги. Не самое большое село располагается на востоке Бурятии, в долине одноимённой речки. До сороковых годов прошлого века называлось оно Шулуута, что в переводе с бурятского языка означает «камни». Вот и люди здесь, как кажется, живут, вполне соответствуя историческому имени посёлка: такие же крепкие, основательные, твёрдо стоящие на ногах.
До ближайшей железнодорожной станции из Кижинги ехать 80 км. Неудивительно, что о работе на магистрали будущий путеец даже не задумывался в своём детстве. Отец у юного Володи – кузнец, мама – санитарка в районной больнице. В мечтах он видел себя космонавтом, ну или, на худой конец, лётчиком. На деле же случилась армия, а затем непродолжительная работа в колхозе. А к началу девяностых в поисках лучшей жизни ему пришлось перебраться в столицу республики Улан-Удэ.
Но и в городе заладилось не сразу. Мебельная фабрика, где кижингинец некоторое время проработал грузчиком, обанкротилась. Найти новое место помог коллега по несчастью – водитель Александр, который за месяц до этого ушёл с проблемной фабрики, устроившись на железную дорогу. Вслед за ним перебрался в Улан-Удэнскую дистанцию пути и Владимир. Тогда, в 1996 году, он и не представлял, что останется здесь минимум на четверть века.
– Новая работа не показалась слишком тяжёлой физически. Другое дело, что выполнять её пришлось на открытом воздухе. Летом – знойная жара, зимой – лютые морозы. Но у тебя всегда одна задача – следить за тем, чтобы по путям и стрелкам, которые ты обслуживаешь, безопасно проходили поезда, – рассказал монтёр пути.
Справляться с этой задачей Владимиру Иванову удаётся вполне успешно. Во всяком случае, ставить точный диагноз деталям верхнего строения пути монтёр за десятки лет работы научился очень хорошо.
Вот и не так давно – заметил трещину в рельсовой рубке на одном из станционных путей. Подобные тонкие «ниточки» излома в колёсных парах часто находят вагонники, но для этого им порой требуется точный измерительный прибор. Старожилу же Улан-Удэнской дистанции пути, чтобы увидеть неисправность рельса, понадобилась лишь внимательность и намётанный взгляд.
– Рельсовая рубка всегда короткая, но это не значит, что она не является важным элементом. По ней так же, как и по другим рельсам, идут тяжёлые грузовые поезда. Даже незаметная трещина в маленьком отрезке может привести к большим проблемам. Поэтому и приходится смотреть внимательно. И исправлять недочёты, конечно, – объяснил Владимир Николаевич.
Седьмой околоток
Сегодня Владимир Иванов работает в бригаде Алексея Коледенко. Последний пусть пока и не относится к числу старожилов дистанции пути, но тоже трудится в ней немало, почти 19 лет. Седьмой околоток, на котором работает его коллектив, расположился в границах станции Улан-Удэ. Развёрнутая длина путей составляет порядка 12 км. К ним же прибавляются 125 централизованных стрелочных переводов и около сотни нецентрализованных. Учитывая общую загруженность станции, можно смело сказать, что работы бригаде всегда хватает.
– Владимир Николаевич – очень ответственный сотрудник. Большим плюсом можно назвать и его огромный опыт. Всё-таки за 24 года работы на одном участке он достиг мастерства в своём деле. Трудно найти монтёра, который бы так успешно выявлял даже малейшие неисправности в состоянии пути, – отметил Алексей Коледенко.
Подтверждают слова бригадира и в руководстве Улан-Удэнской дистанции пути. Заместитель начальника ПЧ-12 по кадрам Алексей Кожевников отмечает хорошую работу Владимира Иванова на посту общественного инспектора по безопасности движения, а также роль наставника в подготовке молодых кадров.
– Путейское дело осваивается именно на практике, а когда за этим процессом следит многоопытный наставник, то результат заметно улучшается. Поэтому очень часто молодых монтёров пути, которые только осваиваются в профессии, мы закрепляем за Владимиром Николаевичем. Он подскажет в нужный момент, но и не даст слишком расслабиться. Ведь за конечный результат любой работы он всегда переживает, – подчеркнул Алексей Кожевников.
В августе этого года Владимир Иванов стал почётным работником Восточно-Сибирской магистрали. Награду, как он сам предполагает, дали «за выслугу лет». Хотя здесь монтёр пути всё-таки немного скромничает. В копилке его личных достижений на производстве значатся несколько грамот за безупречную работу и именные часы от начальника дороги.
– Молодые ребята из нашей дистанции часто удивляются, когда узнают, что я уже 24 года работаю в этой профессии. Да ещё и на одном и том же месте. Спрашивают: «Как ты выдерживаешь?» Я же отшучиваюсь, что любому монтёру пути только первые 19 лет тяжело, а дальше уже всё идёт по накатанной. Только успевай молотком постукивать, – с улыбкой рассказал путеец.
На другой вопрос, почему не пошёл выше по карьерной лестнице, Владимир Иванов тоже всегда отвечает добродушно. Спокойно признаётся, что дорожным мастером за это время ему предлагали стать не один раз, да вот только не лежит у него душа руководить. Гораздо приятнее для уроженца каменного села быть непосредственно у дела, честно отвечая за свою работу.
– Я думаю, что это как раз тот случай, когда человек нашёл себя в профессии. Не всегда более высокая должность или зарплата являются стимулом. Для некоторых важнее всего возможность спокойно трудиться. Тем более если ты обладаешь определённым мастерством в своём деле и делаешь свою работу хорошо, – поделился мнением бригадир пути Алексей Коледенко.
Руководитель, к слову, рассказал, что за большой стаж и опыт Владимира Иванова коллеги по бригаде порой в шутку называют пенсионером. До заслуженного отдыха монтёру и вправду осталось не так много – около пяти лет. Однако ценному кадру уже сейчас намекают: мол, не спеши уходить. Найти равноценную замену будет непросто.
– Наверняка успею поработать ещё с несколькими молодыми ребятами. Чем-то постараюсь им помочь. Хотя и думаю, что путейское дело всё-таки не для всех. Не каждый готов к этой работе. Для меня она оказалась подходящей. Спустя много лет это можно сказать с уверенностью, – рассказал Владимир Иванов.