Результат бдительности – успех поездки Забайкальская магистраль

Результат бдительности – успех поездки

Кирилл Татарских, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Могоча Забайкальской дирекции тяги

Кирилл Татарских дважды за один месяц проявил внимательность и оперативность при столкновении с неисправностями в пути

Чрезвычайные происшествия в пути, связанные с угрозой безопасности движения поездов, у могочинских локомотивных бригад случаются не так уж и часто. Однако машинисту электровоза Кириллу Татарских в июле этого года «повезло» дважды. Из обеих ситуаций он вышел достойно, проявив особую бдительность и соблюдая все требования инструкций.

– Профессия у нас не из лёгких, – считает Кирилл, – а поэтому машинист должен иметь не только отличную профессиональную подготовку, но и крепкий внутренний стержень. Только благодаря сильному характеру, внутренней дисциплине и ответственности в работе можно добиться высоких результатов, как в выполнении производственных показателей, так и в повышении уровня безопасности движения поездов.

Именно наличие всех этих качеств и помогло Кириллу Татарских дважды отличиться в прошедшем месяце. Первый раз (а это произошло 12 июля на перегоне Аячи – Ерофей Павлович), следуя с чётным поездом, его локомотивная бригада обнаружила негабаритный обрыв контактной сети по нечётному пути. Такие неисправности на линии, как он рассказал, могут быть весьма опасными. Если локомотив наедет на такой обрыв, то может лишиться токоприёмника, а контактная сеть на значительном протяжении соберётся в подобие беспорядочного клубка. Движение поездов на данном участке будет попросту невозможно до тех пор, пока не будут устранены все неисправности. Впрочем, машинист тогда не растерялся и оперативно сообщил про обрыв контактной сети дежурному по ближайшей по пути следования станции Ерофей Павлович. Аварийная бригада дистанции электроснабжения, получив сообщение от дежурного по станции, выехала незамедлительно и устранила неисправность в кратчайшие сроки.

Второй случай произошёл 21 июля в 00:45 по московскому времени на 2-м пикете 7164-го км перегона Большая Омутная – Сгибеево. Путь в этом месте поворачивает в кривую, а сразу на выходе из кривой начинается железнодорожный мост. Участок сам по себе опасный, и у каждого машиниста должен быть отработан навык движения по таким кривым участкам. Ещё лучше, когда проезжал здесь уже не раз и знаешь, как говорится, каждый поворот. Кирилл Татарских имеет 10 лет общего стажа, из них машинистом водит поезда в этих местах четвёртый год. Сопровождавший его в то утро помощник Александр Приндак работает в локомотивном хозяйстве три года. Казалось бы, опасаться ребятам было нечего.

И всё же кривая таила опасность. В месте примыкания моста к обрыву произошло осыпание грунта. Намётанным за годы вождения поездов глазом Кирилл обнаружил провал балласта и моментально принял решение о служебном торможении.

По инструкции, при ведении поезда по опасному участку пути, при визуальном выявлении неисправностей, создающих угрозу безопасности движения поездов, машинист обязан применить экстренное торможение, приняв все возможные меры для полной остановки поезда до достижения опасного места. Порядок действий при обнаружении неисправности верхнего строения пути, а в частности, балластной призмы, разрешает дальнейшее следование подвижного состава только после осмотра данного места, сначала самой локомотивной бригадой, а затем работником дистанции пути. Поезд остановился как раз тогда, когда кабина электровоза поравнялась с местом осыпания. В ходе осмотра Кирилл и Александр выяснили, что неисправность, вызванная осыпанием грунта, представляет серьёзную опасность. Не заметь Кирилл и Александр этого дефекта пути, и могло бы произойти всё что угодно.

– Замечать подобные неисправности в пути нужно учиться с первых дней работы, – рассказал Кирилл Татарских. – Со временем привыкаешь не утрачивать внимательности на протяжении всего пути. Привычка эта вырабатывается годами и приходит с опытом.

А опыта работы, как и профессионализма, Кириллу не занимать. В свои 28 лет он – уже машинист 2-го класса. Начал работать в эксплуатационном локомотивном депо Могоча с 18 лет. На этой крупной узловой станции большая часть населения так или иначе связана с Забайкальской железной дорогой. Многие работают на железнодорожных предприятиях и с детства прививают своим чадам любовь к стальному пути. И для таких детей гудки поездов, стук колёсных пар становятся привычными с малых лет. Кириллу повезло, наверное, вдвойне. С детства он лелеял мечту о железной дороге. Лет в девять впервые попал в кабину электровоза – дед, машинист, взял его с собой в рейс. Детские впечатления – самые сильные. И эта поездка запомнилась Кириллу на всю жизнь. С тех пор он поступательно добивался заветной цели. В 2009 году выучился на помощника машиниста, в 2012-м – на машиниста. В 2015 году закончил Читинский железнодорожный техникум, а через год прошёл обкатку и поехал в свой первый самостоятельный рейс. Ещё спустя три года сдал испытания на 3-й класс квалификации, а в этом году – уже на второй.

За время работы машинистом он не только совершенствовал свой профессионализм, но сумел ещё и обкатать в машинисты электровоза помощника, Евгения Плотникова. Как рассказал заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Могоча Виктор Чапковский, Кирилл у начальства на особом счету. Это один из лучших работников предприятия. Более того, в этом году он прошёл обучение на замещение машиниста-инструктора. Согласитесь, в 28 лет такое удаётся не каждому. Для этого нужно отработать без нареканий и нарушений безопасности движения, иметь профессиональные знания высочайшего класса и проявлять умение правельно действовать в любой нестандартной ситуации.

На таких бдительных и ответственных людях, как машинист Кирилл Татарских, держится Забайкальская железная дорога. И, быть может, другой опытный машинист точно также справился бы с ситуацией на той кривой перед мостом. И пусть таких ответственных работников будет как можно больше. Но именно Кирилл Татарских и Александр Приндак показали пример того, как моментально принимать правильные решения и избегать железнодорожных аварий. А потому приказом исполняющего обязанности начальника Забайкальской железной дороги Сергея Албитова эта локомотивная бригада была представлена к поощрению.

Вместе с машинистом и его помощником было решено поощрить и дорожного мастера Амазарской дистанции пути Руслана Черных, чья смена оперативно выехала на место происшествия и выполнила все необходимые укрепительные работы, чтобы ликвидировать осыпание грунта. Как говорится, у победы много отцов.

– Подобные случаи происходят в нашей работе весьма нечасто, – отметил Кирилл Татарских. – Конкретно в моей десятилетней практике такое было впервые. Конечно, бывают обрывы контактной сети, возможны треснувшие рельсы…

Все ситуации о которых говорит Кирилл, в общем-то, неизбежны. В хозяйстве пути тоже немало ответственных людей, которые, не жалея времени и сил, обеспечивают высокую степень надёжности состояния верхнего строения пути. Но всё объясняется обыкновенной физикой. При интенсивной эксплуатации быстрее положенного изнашивается любой механизм, любая деталь и любое сооружение.

Бывают и другие неприятности в пути, связанные с задержкой поездов. И тогда приходится находиться в кабине локомотива и по 12, и даже по 20 часов, чтобы, несмотря ни на что, довести поезд до станции назначения и передать следующей локомотивной бригаде.

И всё это требует от машиниста особой выдержки и силы воли. Таким замечательным людям, впрочем, жизнь открывается сполна. Судьба словно улыбается им в награду за их исключительные качества и даёт всё, что нужно человеку для счастья. В прошлом году, 10 марта, у супруги Кирилла, Ольги, родилась двойня. Теперь в их семье трое мальчиков. Старшему, Михаилу, сейчас восемь лет, то есть почти столько же, сколько было Кириллу, когда он впервые попал в кабину электровоза и твёрдо решил навсегда связать свою жизнь с железной дорогой. Сыновья, возможно, тоже, когда вырастут, продолжат трудовую династию своего замечательного отца. Конечно, и скорости у поездов будут уже не те, и управление локомотивами станет более совершенным. Но необходимость в бдительных машинистах останется актуальной на все времена, поскольку серьёзные и основательные люди всегда будут составлять движущую силу нашего общества. А потому воспитывать в себе все эти лучшие качества необходимо начинать с детства.

Порой диву даёшься, как, находясь долгие часы в рейсе, они могут не терять сил, одинаково внимательно и в начале поездки, и на всём её протяжении вести поезда массой в несколько тысяч тонн по пути, где возможны любые неожиданности. Конечно же, при такой работе важное значение имеет полное и быстрое восстановление сил, которое возможно только при качественном отдыхе. А это значит, что нужно не только хорошо высыпаться. Любой отдых хорош тогда, когда он активный и даёт возможность сменить обстановку, переключиться на что-то, заряжающее энергией. Кириллу Татарских такой заряд энергии даёт тайга. Он большой любитель побродить по лесу в поисках грибов, знает вокруг Могочи несколько ягодных мест. А кроме того, наш герой – увлечённый и умелый охотник. Кстати, возникает вопрос: зоркий глаз и умение подмечать детали вокруг себя – это у Кирилла не оттуда ли, не от увлечения охотой? И если поразмыслить, то скорее всего, необходимое охотнику умение выслеживать скрытную добычу и нужная машинисту способность замечать любую неисправность в пути во время управления локомотивом – взимно дополняют друг друга. И в итоге мы получаем успех и здесь, и там. В общем, рассказывать о Кирилле Татарских одно удовольствие, ведь он обладает всеми качествами настоящего, основательного человека. Вот почему его ценит руководство депо и на него равняются коллеги.

И если что-то снова случится в пути, то, нет сомнений, он снова не спасует перед трудной ситуацией и сделает всё, что необходимо для обеспечения благополучного исхода. Таким людям – заслуженный почёт и уважение.
Автор: Константин Чиров