Превращает идеи в проекты Забайкальская магистраль

Превращает идеи в проекты

Заур Лейба, осмотрщик вагонов ВЧДЭ Белогорск

Осмотрщик вагонов ВЧДЭ Белогорск Заур Лейба успешно представляет свои разработки на конкурсе «Новое звено»

Осмотрщик Заур Лейба во второй раз прошёл в финал отраслевого конкурса «Новое звено». В прошлом году он уже был его лауреатом благодаря проекту «Изменение крепления валика подвески башмака». А в этом году новая идея, «Предохранитель выпадения балочки авторежима», снова помогла ему с единомышленниками выйти в финал. Они поедут в Москву в конце сентября с желанием одержать победу в конкурсе.

Заур Лейба родился в Белогорске в 1987 году. В его семье железнодорожников не было, и примера самоотверженного труда на стальной магистрали он перед собой не видел. Общеобразовательная школа №3, в которой Заур обучался, также не была железнодорожной, поэтому о работе в этой сфере будущий вагонник даже и не думал. После окончания школы юноша поступил в Амурский строительный колледж в Благовещенске, но особенной тяги как к профессии строителя, так и к учёбе в этом учебном заведении у него не было.

– Я решил идти в армию, поэтому ушёл из колледжа, – говорит Заур Леонидович. – Служить мне довелось под Комсомольском-на-Амуре, в космических войсках. Ранее это был отдельный род войск, сейчас они входят в состав воздушно-космических сил Российской Федерации и обеспечивают безопасность России в космической среде.

После службы в армии Заур Лейба около двух лет отработал в Белогорске стрелком ведомственной охраны железнодорожного транспорта. За это время созрело желание окончательно связать свою жизнь с железной дорогой. И в 2009 году Заур Леонидович пришёл в Белогорское эксплуатационное вагонное депо.

– Взяли меня на должность слесаря по ремонту подвижного состава, – рассказывает железнодорожник. – На железнодорожной станции Белогорск-1 занимался ремонтом вагонных тележек. Именно там научился менять колодки, шплинты и производить другие виды ремонта.

А спустя полгода Заура Лейбу отправили в Свободненскую дорожную техническую школу (ныне Свободненское подразделение ЗабУЦПК), учиться на осмотрщика-ремонтника вагонов.

– Тогда ещё при вагонном депо не организовывали курсы осмотрщиков, – подчеркнул Заур Леонидович. – Но и после окончания курсов я ещё около двух лет работал слесарем по ремонту подвижного состава, так как не было вакантных мест осмотрщиков. Можно сказать, оттачивал свои знания. А в июле 2011 года меня перевели в осмотрщики на ПТО Белогорск-1.

Заняться техническим творчеством Заура Лейбу подвигло участие в конкурсе «Лучший по профессии».

– Подобные конкурсы в депо проводятся уже на протяжении нескольких лет, – пояснил вагонник. – Однажды и мне предложили принять участие в нём. В 2015 году я стал не только лучшим среди осмотрщиков вагонов ВЧДЭ Белогорск, но и, отправившись защищать честь предприятия на дорожный конкурс, занял первое место и там. Но на сети дорог занять призовое место мне не удалось.

Чтобы добиться успеха в следующем году, Заур Лейба занялся чтением технической литературы и доскональным изучением документации. И он снова стал призёром конкурса на предприятии и лучшим осмотрщиком вагонов на дороге. В 2016 году в Калининграде команда службы вагонного хозяйства Забайкальской дирекции инфраструктуры заняла третье место, в том числе и благодаря стараниям Заура Леонидовича.

– При подготовке к конкурсу мне пришлось много вникать в конструкционные особенности вагонов, – говорит Заур Лейба. – Читая специальную литературу, с удивлением обнаружил для себя, что очень интересные книги по конструкции вагонов были написаны в 80-х годах прошлого века.

Подобные занятия не прошли для осмотрщика вагонов даром, и он начал задумываться над тем, как можно улучшить технические процессы, усовершенствовать вагоны и таким образом повлиять на безопасность движения поездов.

– Одним из первых рационализаторских предложений, сделанных мной, стал улучшенный бланк справки о тормозах, – вспоминает новатор. – Все осмотрщики-ремонтники при осмотре поездов заполняют справку, в которой отмечают многие параметры поезда. Со старым бланком было работать неудобно, и я предложил внести в него изменения. Их приняли. Мои коллеги считают, что новый бланк заполнять намного проще.

В прошлом году Заур Лейба решил принять участие в молодёжном конкурсе научно-технических проектов «Новое звено – 2018». У него в запасе были три хорошие, как считал он сам, идеи. Заур Леонидович собрал команду единомышленников, в которую вошли осмотрщики вагонов Владимир Короткоручко и Сергей Никитенко. И они приступили к работе.

В тот год для участия в «Новом звене» было подано более 16 тыс. заявок от молодых железнодорожников со всей страны. В полуфинал прошли только 200 проектов. И в сентябре трое белогорцев отправились защищать одну из идей Заура на финал конкурса в Москву, на XI слёт молодёжи ОАО «РЖД». В слёте участвовали около 600 человек, включая 53 команды конкурсантов «Нового звена – 2018».

– Если честно, то для меня стало полной неожиданностью, что в финал прошёл проект «Изменение крепления валика подвески башмака», – рассказывает Заур Лейба. – Он был, как нам казалось, самым «сырым» из трёх проектов. Предложенные другими участниками конкурса проекты либо были внедрены, либо проходили «обкатку». Наша же идея была лишь записана на бумаге, и мы имели на руках сам образец крепления. Но нашей идеей всё же заинтересовались, и мы не только прошли в финал, но и стали лауреатами конкурса. Суть проекта заключалась в следующем: по правилам, валик подвески башмака крепится шплинтом и закрепляется предохранительной скобой. При выпадении шплинта валик упирается в предохранительную скобу, и это предохраняет его от выпадения. Мы предложили убрать шплинт, заменив его стопорным кольцом. При этом отпадает необходимость в предохранительной скобе, так как новое крепление более надёжно.

И это не пустые слова. Испытания, которые проводили сотрудники АО «ВНИИЖТ» на экспериментальном кольце в подмосковной Щербинке, подтвердили надёжность такого крепления. Вагон со стопорным кольцом от белогорских рационализаторов прошёл без поломок около 60 тыс. км.

К слову, экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ» было создано в 1932 году для проведения паспортных и сравнительных испытаний железнодорожной техники в реальных условиях. Экспериментальное кольцо включает в себя три кольцевых пути, которые электрифицированы напряжением постоянного и переменного тока, а также комплекс испытательного оборудования и стендов, демонстрационно-обучающий выставочный центр наукоёмких технологий.

Одержав победу в прошлом году, белогорские вагонники решили не останавливаться на достигнутом, и всё тем же составом приняли участие в конкурсе «Новое звено – 2019», благо идеи у Заура Лейбы всегда имеются. И вновь белогорцы представили на суд жюри три проекта, при этом два из них – «Предохранитель выпадения балочки авторежима» и «Светоотражающие индикаторы для визуальной диагностики состава» – были отмечены в числе лучших проектов уже на дорожном уровне.

– Из 1709 проектов, заявленных в этом году молодыми железнодорожниками для участия в конкурсе, для полуфинала было отобрано 169, – сказал Заур Лейба. – Защиту в полуфинале мы проходили перед центральной экспертной комиссией. Нас поделили по направлениям, всего было 10 направлений. В финал прошло только 55 работ. У вагонников к защите допустили 14 проектов с разных дорог, но в финал прошёл только один проект, наш – «Предохранитель выпадения балочки авторежима». Так как проект был направлен на обеспечение безопасности движения поездов, то он рассматривался в первую очередь.

Детали своего проекта Заур Лейба пока не раскрывает, так как изобретение ещё не прошло процедуру патентования. Но пояснил, что предохранитель также будет проходить испытания, как и проект прошлого года, «Изменение крепления валика подвески башмака», на экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ».

В сентябре Заур с единомышленниками отправится на финал конкурса в Москву, и, возможно, они снова станут его лауреатами. Думается, это не последний проект, предложенный белогорцем.

При встрече с Зауром Леонидовичем в прошлом году, когда я разговаривал с ним и его единомышленниками об их участии в конкурсе «Новое звено – 2018», на вопрос о дальнейшей учёбе в высшем учебном заведении Заур не мог ответить вполне однозначно. Тогда он ещё решал: нужно ли ему высшее образование или нет. Теперь решение созрело, и в этом году железнодорожник поступил в Амурский институт железнодорожного транспорта на заочное отделение, выбрав, естественно, специализацию «Подвижной состав железных дорог».

– В этом году мне также довелось побывать на курсах «Корпоративный лидер» в Корпоративном университете ОАО «РЖД», – отметил Заур Лейба. – Я был там единственным железнодорожником без высшего образования. И это ещё раз утвердило меня в правильности сделанного шага – поступления в АмИЖТ.

В Корпоративном университете РЖД Заур Леонидович за последние пару лет бывал ещё дважды – на курсах «Новое звено: от идеи к проекту» и «Технологическое лидерство в железнодорожной отрасли».

Талантливого и подкованного в техническом плане работника не могло не заметить руководство предприятия. Ему уже доверяли инструкторскую работу, а сегодня Заур Лейба замещает мастера ПТО Белогорск-1 на период отпуска основного работника. В прошлом году железнодорожника приглашали в АмИЖТ, где он рассказывал о молодёжной политике в ОАО «РЖД» студентам первого курса.

Добавлю, что за последние четыре года Заура Лейбу дважды награждали почётными грамотами начальника дирекции инфраструктуры, а в прошлом году ему вручили грамоту за подписью генерального директора ОАО «»РЖД».
Автор: Александр Потапов