Надёжный тыл Волжская магистраль

Надёжный тыл

Павел Трушков, дежурный по станции Тоншаево (ГЖД)

Павел Трушков награждён почётной грамотой начальника Горьковской дороги и премией

По итогам весеннего комиссионного осмотра дежурный по станции Тоншаево Павел Трушков был награждён почётной грамотой начальника Горьковской дороги и премией.

Для Павла Трушкова привычно встречать прибывающие на станцию комиссии. Хотя, признался он, всё равно волнуется.

Есть такая практика: на некоторых станциях, ожидая представительную комиссию, стараются назначить в смену самого опытного и знающего из всех дежурных, чтобы выглядеть достойно. А в Тоншаево выбирать особенно не из кого. Это будет или сам Павел Трушков, или его дочь Ольга Шамшина. Больше в штате никого нет, даже руководителя: управляет Тоншаево начальник соседней станции, а работают здесь, если, конечно, не случится чего экстренного, только в одну смену, в дневные часы. Не подумайте, что Тоншаево где-нибудь на малодеятельной тупиковой ветке. Нет – на магистральном ходу. Оно делит сейчас пополам почти 40-километровый участок между станциями Шахунья и Пижма. Тут только несколько путей для обгона. Один раз в сутки около 10 утра дежурный ставит под обгон поезд, идущий из Санкт-Петербурга в Ижевск или Челябинск, и по соседнему пути на полном ходу проносится фирменная «Россия» на Владивосток. В остальном станция используется, если объявляется путейское «окно» и на перегоны подтягивается техника.

Главный инженер Горьковской дороги Андрей Ищенко поставил перед Павлом Трушковым самые сложные задачи, проверяя знания инструкции. Павел Трушков не торопясь и очень чётко рассказал, что будет делать, если на его станции сработает устройство УКСПС – то самое, которое останавливает на входном светофоре поезд, если у него случился сход колёсной пары или свисающие части вагонов нарушили габарит и грозят повредить стрелку. Потом перешёл к другим вопросам. Тем временем комиссия проверяла ведение документов. Безупречно.

И через несколько дней Павла Трушкова пригласили для вручения награды. Не первой: за последние годы он стал обладателем часов от начальника дороги, планшета, сотового телефона.

Почему такое внимание к дежурному небольшой станции? Да потому, что Павел Трушков – это надёжный тыл. Станция находится в маленьком таёжном посёлке Шайгино. В свою смену он единственный работник дороги, который должен безошибочно действовать в случае нештатной ситуации. Помощь, если потребуется, придёт не сразу. И даже «звонок другу» – это потеря времени.

За 36 лет работы ему несколько раз действительно приходилось действовать решительно. В середине 90-х в полусотне километров отсюда, на границе с Кировской областью, случился сход поезда, перекрывший движение на обоих путях. Пострадавший поезд расцепляли, уводили с перегона в разных направлениях – туда ездил работавший тогда кондуктором Трушков. А был ещё случай, когда на перегоне в сторону Пижмы под вагоном в середине грузового поезда развалилось колесо. К счастью, обошлось без схода. Но движение встало, дежурный обеспечил непростые маневры: надо было растаскивать состав, обеспечить прибытие на перегон тепловозов, уводить «больной» вагон в Пижму для замены колёсной пары. А прежде – убрать на боковые пути остановившиеся поезда. Всё было сделано быстро и без ошибок.

«Если требуется быстро, главное – не торопиться, не суетиться, – говорит Павел Трушков. – И надо очень хорошо помнить инструкции».

Их было шестеро – выпускников шайгинской школы, которые ровно 40 лет назад отправились в Горький в профтехучилище, где готовили на железнодорожные специальности. Отец одного из них работал дежурным по станции Тоншаево. Случалось бывать у него на посту электрической централизации, смотреть, как он переводит стрелки, готовя маршруты, как проходят по пульту жёлтым пунктиром поезда – вот это профессия.

Тоншаево было в ту пору станцией куда более солидной. К ней подходила из тайги ведомственная ветка на Сяву. А по ней шли не только грузовые перевозки на лесохимические заводы, в леспромхоз – до 100 вагонов в сутки, но и отправлялись пассажирские поезда. К ним даже прицепляли прямой плацкартный вагон из Горького. Шла маневровая работа, формирование сборного поезда, выгрузка на пути различных районных предприятий. Брат Павла Трушкова работал на посту примыкания ветки. А он сам после практики на Ветлужской и в Кирове попал на родную станцию Тоншаево. Был кондуктором, приёмосдатчиком, сигналистом. В 1991 году сел за пульт дежурного по станции. Тогда в Тоншаево было несколько десятков сотрудников.

Жизнь сложилась так, что предприятия соседних посёлков обанкротились, прекратили деятельность. Девять лет назад ветку, подходившую к Тоншаево, владельцы разобрали, и станция потеряла основную работу. Впрочем, Тоншаево совсем не забыли. Несколько лет назад здесь построили современный модульный павильон с кассой и залом ожидания, где зимой тепло.

Всё это уже история. А её здесь писали тоже с участием Павла Трушкова. На предприятиях Горьковской дороги была поставлена задача собрать материалы о прошлом предприятий, подразделений, о предшественниках. И в выходные Трушков ездил в районный центр в музей. Нашли фотографии и у бывших работников станции. Сейчас в коридоре поста электрической централизации висит стенд, рассказывающий, когда основана станция и как здесь работали в былые времена.

Из тех шестерых однокашников сейчас на железной дороге работает только Павел Трушков. Сколько времени с тех пор прошло! Он опытен, готов при необходимости точно и грамотно действовать. Павел Трушков, незаметно для себя ставший историей своей станции, спокойно наблюдает весь день на пульте за проходящими по станции поездами, которым даже не надо особенно готовить маршруты.
Автор: Николай Морохин